Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот

27527.p.jpg

Фото с сайта hram.codis.ru

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы — поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.

По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо — икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.

Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей…» Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -«Вратарница»).

Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы…

27528.p.jpg

Иверская икона Божией Матери

В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.

Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название — Триумфальные. Еще назывались они Курятными — по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах «добрым письмом» были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный «город» — Китай. Это была русская традиция: ворота — вход и выход из города — осеняли наверху иконами.

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую — в документах ее помещение называли «деревянным чуланом» при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный «приделок».

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была «благолепно украшена»: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли «отрадным перепутьем для всех верующих». Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди — вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты — перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло «из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек». Петр одолел шведов — своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу — запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. «Кто там еще едет в коробе!» — огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина «за потворство холопам».

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: «Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!» Из толпы ответили ему тогда: «Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата…» (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

Только однажды Иверская покинула Москву — в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде «комсомольских святок» с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие «праздника». Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий — Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии «комсомольский поп» Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел «акафист Марксу» с восклицаниями «Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!» Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику» под песнопения «комсомольского хора»:

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на «комсомольской пасхе», напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!»

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего — нового социалистического «вратарника». В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота — освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Иверская икона Пресвятой Богородицы милостиво смотрит на подходящих к ней людей. Они ставят свечи, тихо опускаются перед образом на колени, целуют полы ризы, обращаются со словами молитвы, прося о помощи, защите, поддержке. Знакомый темный лик выглядит скорбным и милостивым. Он понимает, слышит, смотрит в душу каждому.

Иверская икона Божией Матери с давних времен почитается всеми христианами, а между святым ликом и историей Москвы существует исключительная особая связь. Первый список афонской иконы, стоящий в часовенке у Воскресенских ворот, уже несколько сотен лет встречает жителей и гостей столицы. Люди любят, верят в силу святой иконы, ведь она сама многое видела и претерпела: рана на богородичном лике – видимое подтверждение этому.

Начало истории Иверского образа Божией Матери

Существует предание, что автором Иверской иконы является сам апостол Христа, евангелист, первый иконограф Лука. А рана на образе Пречистой появилась еще в Никее (IX век) от удара копьем, нанесенного римским воином-иконоборцем. Увидев кровь, проступившую из поврежденного на иконе места, его жестокое сердце дрогнуло, и он отступил. А позже принял монашеский постриг. Возможно, это было одно из первых чудес благословленного образа Богоматери – Всемилостивая не наказала человека за содеянное зло, а пожалела, образумила, подарив его душе мир и веру. Вдова, дома у которой хранился образ, желая спасти дорогую сердцу святыню, отнесла ее к берегу, затем опустила в море. Удивительно, но икона не легла на воду, а встала вертикально и поплыла.

Дальнейшая достоверная история святого лика с XI века сохранена монахами Иверского монастыря, что на горе Афон. Одного дня иноки из святой обители увидели вдалеке на морской поверхности горящий столп, который достигал до самого неба. Вышли они на берег с молитвой на устах и увидели чудо. На воде стояла икона Божией Матери, а излучаемый ею чистый свет поднимался до небес. Да только чем ближе подходили монахи к кромке воды, тем далее отдалялся от них образ. Вернулись они в храм, обратились с молитвой к Иисусу Христу и Богородице о позволении взять новую чудесную реликвию.

Читайте далее:  Иконы чудотворца Николая Угодника

По повелению Царицы Небесной старец Гавриил, пройдя по воде, как по земной тверди, принял икону и передал ее братии. Поставили монахи обретенную святыню в алтарь, но поутру не нашли ее там. Отыскали икону над монастырскими вратами. Следующих два дня снова все повторилось. Вновь явилась Богоматерь во сне старцу Гавриилу, велела передать, что не желает образ быть охраняемым, так как сам есть их охрана и защита. Иноки соорудили для святыни храм у ворот. С тех пор обретенная икона навсегда осталась в святой обители, стала носить имя Иверская икона Богородицы, а по месту ее обитания – Вратарница.

Иверская святыня в Москве

Слава об обретенной иконе Богородицы, творимых ею чудесах облетела весь христианский мир. Во времена правления русского царя Алексея Михайловича Романова архимандрит московского Новоспасского монастыря (будущий патриарх) Никон обратился к монахам Святой Горы с просьбой изготовить точный извод с оригинала Иверской иконы Пресвятой Божией Матери.

Перед тем как приступить к работе, 365 иноков обители по два раза еженедельно пели молебен, служили всенощную, а также святую литургию. Далее с соблюдением всех полагающихся условий инок афонского монастыря Ямвлих Романов «со тщанием» писал (1648 год) лики Богородицы с Сыном полностью соответствующие хранимой Иверской иконе. Но дополнил композицию рисунками на полях, изобразив двенадцать апостолов и ангелов. Используемые краски разводились водою, которой омывали первоначальную Иверскую реликвию. Сам же художник при написании образа постился все дни, кроме субботних и воскресных.

Когда икона добралась до стен Москвы, большая процессия, возглавляемая государем, встречала святыню у Воскресенских ворот Китай-города, а следом шло множество народа. В память о первом появлении Иверской иконы Приснодевы в России 13 октября (26 октября по старому стилю) установили ежегодное празднование этого события. В первое время икону передали Успенскому собору Московского Кремля. Позднее – церкви при доме царицы Марии Ильиничны (Милославской).

Почитание Иверской иконы

Уже в 1654 году святой образ послужил укреплению российской воинской славы. Отправляясь с армией в поход против польского войска, царь Алексей Михайлович вывез икону с собой. Помощь, заступничество Девы Марии, храбрые российские солдаты, уповающие на Господа и Богородицу, принесли победу. По возвращении Иверский образ установили в Смоленском соборе (Новодевичий монастырь), месте со статусом «царского богомолья».

Читайте далее:  Икона святителя Николая Чудотворца – помощь в любви, болезни, покровительство в пути

Почитание Иверского лика Богоматери быстро ширилось по русской земле. Причиной этого были многочисленные творимые ею чудеса помощи, поддержки, удивительных исцелений. Многие храмы хотели иметь у себя извод святого образа. Поэтому монахи со Святой Горы передали Валдайскому Иверскому монастырю вторую копию Вратарницы. К большому сожалению, во времена, когда христианские ценности грубо попирались (советский период), этот образ был утрачен.

Третий (из старейших) список Иверской иконы Небесной Царицы написали уже русские мастера с копии афонского образа. Его главное отличие в немного большем размере. Поместили святыню в Иверской часовне возле Воскресенских ворот Москвы (1669 год).

Возвращение в Новодевичий монастырь

До революции 1917 года Иверский образ только однажды покидал стены Новодевичьей обители. 1913 года Россия всенародно праздновала 300-летие царской династии Романовых, почитаемую икону перенесли в палаты митрополита Чудова монастыря для поклонения. Ко второму чудотворному изводу (российскому), хранимому в Иверской часовне (24 мая 1913 года) прибыл лично император Николай II с сыном. Перед иконой совершили короткий молебен.

С приходом новой власти для православных начались годы лихолетья, поругания веры и святынь. Новодевичий монастырь закрыли 1922 года, отдав (30-е годы) помещение святой обители под учреждение практически противоположного направления, именуемого «Музеем раскрепощения женщины». Позже это место стало отделением Государственного музея истории.

Намоленная православная Иверская святыня в этот период пылилась где-то в хранилищах, но она не пропала, оставаясь в стенах «своего дома». Некоторые небольшие изменения в вопросе религии появились после окончания Великой Отечественной, так стал действовать Успенский собор монастыря. А 1994-й стал годом организации небольшой монашеской общины. Только с 2010 года все сооружения Новодевичьей обители предали Московской епархии. Странным выглядит факт, что после этого акта Иверскую икону Пресвятой Девы не вернули монастырю, где, по сути, она хранилась все время, а перевезли в здание на Красной площади, принадлежащее все тому же Государственному историческому музею. Православные возрадовались, когда без прошений, писем в 2012 году образ торжественно вернули обители.

Иверская часовня – хранительница московской реликвии

Жители столицы всегда с трепетом, уважением относились к Иверской часовне. Икона Божьей Матери имела огромное значение в повседневной жизни и серьезных начинаниях царской семьи, представителей власти, простых горожан.

Читайте далее:  Псково-Печерская икона Умиление – покровительница северо-западных русских земель

Почитание святыни

Важные дела люди всегда начинали с похода сюда, молитвой перед образом. Здесь всегда были купцы, студенты, гимназисты. Это было «отрадное перепутье для верующих». С верой и надеждой к Вратарнице шли православные, лютеране, католики, а порой и совсем далекие от церкви люди, уповая на ее заступничество. Многих привела сюда слава иконы об исцелениях больных. В тяжелых случаях святой образ ненадолго покидал стены часовни, ее увозила специальная карета к человеку, который нуждался в помощи Пречистой. На это время место святыни занимал ее точный список.

Поклониться перед святою Иверской иконою при въезде в город стало не просто традицией, а правилом. Зная это, молодой Петр I (1699 год) по возвращении из Европы поехал не к часовне, а к любимой женщине. Москвичи негодовали. Зато, одержав победу в Северной войне, Петр Великий с почетом въехал через Воскресенские ворота и остановился у заветной часовни. С тех пор не было императора, который, прибыв в Первопрестольную, не пошел бы поклониться главной святыне. Легенда повествует, что перед казнью Емельян Пугачев молился на Иверскую, покаявшись перед Господом и государыней. Но один раз и эта реликвия покидала столицу – на два месяца ее вывезли во Владимир, укрывая от Наполеона (1812 год).

Лихолетье

Не обошли стороной тяжелые времена Иверскую часовню. Большевики надругались над московской святыней. Особенно разгулялись безбожники, отмечая Первомай 1918 года. Часовню разграбили, рядом поставили пятиконечную звезду и плакат со словами о том, что религия, является опиумом для людей. Нарушителей никто не пытался ни остановить, ни вразумить. Далее (1923 год) последовало празднование «комсомольского рождества». Здесь были кощунственные слова, непристойности, в завершение перед древней часовней спалили все, что нашли. По велению председателя организации «Союза воинствующих безбожников» члена ЦК Емельяна Ярославского здание часовни уничтожили (1929 год). Но святыни там уже не было, Иверская икона пропала раньше – около 1922 года.

Возвращение к вечным ценностям

Сегодня христианские ценности возрождаются и поднимаются из руин. Иверская часовня, как и сами Воскресенские врата, отстроена с 1994 по 1995 год. Внутри вы увидите современный извод Иверской реликвии, он прислан монахами Святой Горы. Ежедневно здесь людно, московские священники читают акафист Богородице.

Патриаршее подворье Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а.admin@iver.bgkg.ru

Пешком от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Богослужения Ежедневно с 8.00 до 20.00 раз в два часа совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы «Иверская». Служит поочередно все московское духовенство. Первый молебен (в 8.00) — водосвятный.Последование молебна в Иверской часовне Божией Матери, скачать (13 Мб)

Престольные праздники Празднование Иверской иконы Божией Матери – 25 февраля, 26 октября, 6 мая и во вторник Светлой седмицы.

Святыни Иверская икона Божией Матери (точный список с Иверской иконы Святой Горы Афон)

Свидетельства Благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери

История часовни

Часовня приписана к храму Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря: 109012 Москва, Богоявленский пр., д. 2/6, стр. 4 Телефоны: +7 (495) 698-37-71, +7 (495) 698-38-25www.bgkg.ru admin@bgkg.ru

Используемые источники:

  • https://pravoslavie.ru/209.html
  • https://obikonah.ru/iverskaja-ikona-presvjatoj-bogorodicy.html
  • http://iver.bgkg.ru/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий