История чеканки монет. От Древнего мира до настоящего времени

Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы «пройдемся» по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

9-2.jpg

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

9-3.jpg

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны  — доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII—XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет — в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет — пруф-лайк, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться.  Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.  

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин,  В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6—0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка — центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб  вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа — это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш каталог. А также не забывайте подписываться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

comments powered by HyperComments

Изготовление сувенирных монет (чеканка) при правильном подходе может стать постоянным источником дохода и довольно прибыльным делом. Такие сувениры с удовольствием приобретают туристы, коллекционеры, отдыхающие. На монетах изображают наименование города, его достопримечательности, исторические и торжественные события, имена, смысловые и смешные надписи. Некоторые компании таким образом чеканят визитки и логотипы, что по сути является не чем иным, как рекламой. Современная чеканка монет не предполагает больших затрат на организацию такого мобильного бизнеса, а требует лишь правильной организации и подхода.

Современная технология чеканки монет

  1. Зарегистрироваться предпринимателем.
  2. Выбрать форму налогообложения: ЕНВД (единый налог на вмененный доход) или по упрощенной системе.
  3. Купить необходимое оборудование.
  4. Приобрести расходные материалы (заготовки из разных металлов).
  5. Определиться с номенклатурой сувенирных монет.
  6. Изготовить демонстрационный стенд.

Продажа сувенирных монет осуществляется без установки кассового аппарата и не требует выдачи покупателям никаких документов.

Оборудование для производства чеканки

Оборудование включает в себя:

  • пресс для чеканки;
  • наковальню;
  • молот, кувалду или мощный молоток;
  • штампы (клише).

<center>ПОСМОТРЕТЬ Станок для чеканки монет на AliExpress →</center>

  • алюминиевую – от 22 до 30 рублей;
  • латунную – от 29 до 42 рублей;
  • медную – от 28 до 38 рублей;
  • серебряную – от 4 до 5 тысяч рублей (зависит от пробы);
  • золотую – от 48 до 57 тысяч рублей (зависит от пробы).

<center>ПОСМОТРЕТЬ Заготовки для чеканки на AliExpress →</center>

Чаще всего предприниматели, имеющие бизнес по изготовлению сувенирных монет, используют заготовки из меди и латуни.

Сам процесс изготовления простой. Заготовки из листового или материала круглой формы (обычно диаметром 25 или 30 мм) вставляются в специальный пресс, состоящий из 2 частей. На каждой части пресса для чеканки располагается рисунок или надпись объемного типа (аверс и реверс). Далее по крышке наносится удар молотом и таким образом получается изображение на куске металла.

Дизайн штампов разрабатывают самостоятельно или прибегают к помощи специалистов. Начинается он с изготовления и утверждения эскиза. Его обычно выполняют в компьютерных программах, чаще всего в CorelDRAW. Если сам предприниматель не владеет программой, то в интернете можно найти сайты, где по щадящей цене быстро его разработают (например, coinmaker.ru/site.html). Далее эскиз переводится в векторное изображение, и выполняется лазерная гравировка. Затем металл подвергается термообработке и хромированию или полировке. Это вкратце процесс изготовления клише. Но штамп можно также заказать в компаниях, которые занимаются их изготовлением за умеренную плату. Если эскиз будет разработан самим предпринимателем, то изготовление клише у сторонних фирм обойдется намного дешевле.

Бизнес на чеканке монет

Для вычисления дохода от монетного бизнеса необходимо знать затраты не только на приобретение пресса и заготовок, но и на аренду земельного участка, а также установить хотя бы приблизительную цену за монету. Проведя приблизительные расчеты, можно подсчитать окупаемость такого бизнеса. Приблизительно затраты на приобретение всего необходимого следующие:

  • оборудование – от 50 до 90 тысяч рублей;
  • изготовление клише – от 100 до 150 тысяч (при заказе у других компаний стоимость одного клише будет составлять 1 тысячу рублей);
  • заготовки – от 18 до 36 рублей (цена зависит от материала);
  • аренда земли – от 5 тысяч рублей в месяц.

Теперь необходимо определиться с ценой, по которой будет продаваться чеканка. Анализируя цены в интернете, можно сказать, что стоимость составляет от 150 до 700 рублей. Если в день удастся продавать около 15 монет, то затраты на чеканку окупятся очень быстро. Даже при выполнении расчетов по средним данным время окупаемости не превысит 2 месяцев, при этом рентабельность может достичь 600÷700%.

Заинтересовать людей можно еще и таким способом. Дать им возможность изготовить монету самостоятельно, т. е. организовать что-то наподобие монетного аттракциона. При этом тот, кто будет продавать сувенирные монеты, будет одет в костюм кузнеца. Об этом тоже необходимо подумать, как и о рекламе в интернете.

На видео представлен весь процесс изготовления сувенирных монет.

Просим обладателей бизнеса, связанного с чеканкой сувенирных монет и изготовлением клише, поделиться опытом. В комментариях к тексту просим рассказать о нюансах становления бизнеса и его раскрутки.

ТолкованиеПереводЧеканка монет</dt>        Представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовления металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верхние и нижние пунсоны (штемпеля) для оттискивания изображений на лицевой (аверс) и надписи на оборотной (реверс) сторонах, резец, наковальня. Почти все сохранившиеся штемпеля изготовлены из бронзы. Верхние изнашивались быстрее, чем нижние, поэтому иногда на железном стержне вырезали позитивное изображение. Этим стержнем оттискивали негативные изображения на рабочих концах штемпелей с целью получить большое количество бронзовых монет с одинаковой лицевой стороной. Быстрое изнашивание штемпелей приводило к большому количеству эмиссий (в общей сложности примерно 190000 эмиссий в Греции, Риме и окраинных государствах античного мира). Применение исключительно ручного труда в Ч. м. обусловило заметные колебания в весе монет. Ч. м. производилась преим. путем холодной штамповки с помощью редких, но мощных ударов; некоторые монеты подвергались затем тщательной обработке. Для Ч. м. в М. Азии первоначально использовали сплав золота и серебра (электрон), в дальнейшем в Греции — серебро, в Риме — медь. Серебряные монетные номиналы (драхма и денарий) подразделялись на более мелкие монеты (вплоть до 1/6 обола и 1/4 денария), но могли чеканиться и монеты достоинством в 2, 4, 10 драхм. Практически вес монет никогда не соответствовал их номинальной стоимости; решающее значение имела их покупательная способность, которая с учетом изготовления из редких благородных металлов была гораздо выше, чем покупательная способность совр. монет. Наряду с этим значительную роль играли художеств, достоинства монет; мн. из них изготовлялись выдающимися мастерами. Сознавая художеств, ценность своей работы, они ставили свои имена на штемпелях. Изображения на монетах дают представления о различных явлениях античной культуры. Монеты отражают особенности культурного развития тех мест, где их изготовляли, например изображения исполн. Фидием статуи Зевса в Олимпии, Александрийскою маяка, лекарств, растения сильфия из Кирены. В Риме Коллегия трех по наблюдению за чеканкой изделий из золота, серебра и меди следила за денежным обращением. В эпоху Империи монетное дело представляло собой массовый выпуск монет, изготовлявшихся исключительно ручным способом. Резкое снижение доли благородных металлов в монетах во 2 в. н. э. привело к тому, что в обращении оказались только посеребр. медные монеты. Сама идея и метод их изготовления заслуживают внимания. Их делали из монетного сплава, получ. в результате накаливания добела медных слитков в кипящем растворе серебристого цианида (AgCH); монеты покрывались тонким серебряным слоем. Эти «фальшивые» монеты вызывали недоверие в пограничных районах, где велась торговля и устраивалась проверка их подлинности. Поскольку Август предоставил сенату и крупным городам пров. право чеканки медных монет, в обращении находилось огромное количество различных видов медных монет. Ч. м. в Греции и Риме оказала воздействие не только на все соседние народности и племена (фракийцы, кельты, иллирийцы, жители Иберийского полуострова, даки), но и вплоть до терр. Бактрии и Индии; эти народы в период разложения первобытнообщинного строя достигли той стадии, когда развитие производства и обмен товаров обусловило использование монет в качестве законного платежного средства. В эллинистич. государствах наиболее широкое распространение получили македонские «Филиппы», у финикийцев в обращении ходили перс, статеры, галлы и германцы (редко) использовали в качестве монетной единицы денарий. Золотые рим. монеты применялись преим. при торговых расчетах с иноземными купцами; они сохранили свое значение также в Византии.</dd>

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

</dl>Другие книги по запросу «Чеканка монет» >>

С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, — ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке. Так к концу XV века был изобретен фальверк. Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты. C изобретением молотового снаряда минцмейстеры сделали еще одно открытие, которое стало прорывом в технологии чеканки монет. Этим изобретением стало использование маточника монетного штемпеля, — своеобразного штемпеля для чеканки штемпелей. Путем ряда сложных технических процедур, высокопрофессиональные граверы изготавливали на торце стального стержня позитивное изображение аверса и реверса будущей монеты. Эти штемпели и служили маточниками для изготовления ряда абсолютно идентичных монетных штемпелей. По той же технологии, что и чеканка монет, на заготовки будущих штемпелей наносилось негативное изображение и после закалки они использовались для производства монет. Так появилась техническая возможность изготавливать сотни тысяч монет-близнецов. Техническая мысль неустанно толкала развитие монетного производства вперед. Один из великих итальянских представителей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи внёс свой вклад и в технику чеканки монет. В 1514 году он придумал и собрал пресс для вырубки монетных заготовок из ленты, и ещё усовершенствовал механический молотовый станок. Следующим прорывным изобретением стало использование вальцевального станка для производства цан. Мастерам уже не надо было вручную выковывать тонкие серебряные пластины – за них это делали отполированные стальные цилиндры, вращающиеся навстречу друг другу. Между валами, постепенно уменьшая расстояние между ними, многократно пропускали металл для получения листа нужной толщины. Из этих листов серебра кружки металла нужного диаметра вырубались заостренной стальной трубкой или станком для вырубки.Вальцевальный станок, применялся для изготовления цан определённой толщины На основе вальцов в 1550 году в Тирольском городе Халле был изобретен вальцевальный станок для чеканки монет, использующий тот же принцип пресса. Он состоял из двух валов, соединенных друг с другом зубчатой передачей. На валы было нанесено в зависимости от их размеров — от 4 до 19 негативных изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними ленты цана, изображения отчеканивались на ней. Появление этого станка значительно ускорило процесс изготовления монет, также улучшилось исполнение изображения на монете. Не было больше смещений рисунка на монете от двойных, или даже тройных ударов, столь характерных для чеканки молотовидным снарядом.Штемпели талера эрцгерцога Фердинанда Тирольского и монета, отчеканенная этим штемпелем Основным признаком изготовления монеты на вальцевальном станке является легкая изогнутость монеты с характерными следами вырубки по гурту. Не смотря на это и ещё ряд других недостатков этого метода производства монет, с помощью вальцверка монеты изготавливали на некоторых денежных дворах Европы до конца XVIII века.Усовершенствованный вальцевальный станок Техника чеканки монет шла в ногу с развитием научно-технического прогресса, и в середине XVII века на основе чеканного вальцевального станка изобретают станок со сменными штемпелями. Изображение монет вырезалось на круглых, изогнутых дугообразно плоскостях. Эти штемпели имели зажимной шип, который закреплялся в так называемых «карманах» обоих вращающихся валов чеканного станка. Благодаря отлаженной системе рычагов и зубчатых колёс штемпели чётко прокатывались один над другим, выдавливая оттиск монет на проходящей между ними пластине. Преимуществом этого станка является возможность замены вышедшего из строя штемпеля без замены всего вала.

Но, не смотря на все очевидные плюсы технологического прогресса, не все страны сразу применяли новинки для производства монет. В этом отношении показательным является пример одной из самых промышленно развитых стран Европы XVI-XVII веков, — Англии. Трудно поверить, но молоточный чекан использовался минцмейстерами Тауэра как основной способ производства монет вплоть до 1662 года! В то время как в Италии, Германии, Швейцарии постоянно совершенствовались и обновлялись методы чеканки, Англия практиковала средневековый молоточный чекан. Трудно сказать, что явилось основной причиной отказа от технологических новшеств на протяжении целого столетия: английский консерватизм или возмущение мастеров, боявшихся, что машина лишит их работы. Но нерегулярная машинная чеканка шла небольшими тиражами лишь с 1561 по 1572 годы в царствование Елизаветы I и два года в правлении Карла Стюарта. Но, как бы не хотели минцмейстеры на отдельных монетных дворах, долго игнорировать развитие научно-технического процесса невозможно. Мало того, в целях увеличения скорости чеканки монеты и усложнения её подделки для фальшивомонетчиков, все государства стремились использовать последние достижения своего времени в науке и технике для производства денег.Гурчение До середины XVII века гурт монет, за небольшим исключением, был гладким. После вырубки монетной заготовки из полосы он обстукивался до чеканки, как это обычно делалось, например, в Саксонии. Если же изображение монеты наносилось при помощи вальцевального станка, то после вырубки готовой монеты из полосы её гурт уже не подвергался дополнительной обработке. Первые талеровые монеты с выпуклой надписью по гурту появились во Франции около 1576 года. Эти монеты называются серебряные пьефоры (франц. pied-fort). Гораздо позднее в 1642 году гуртить монеты пробуют в австрийской земле Штрии на монетном дворе города Гарца, в 1651 — в Англии, в 1668 — в Дании, а в 1670 — в Швеции и Бранденбурге. Надпись на гурте наносили в процессе чеканки самой монеты с помощью разъемного кольца, вставлявшегося в круглую толстую рамку. В такое кольцо, на внутренней стороне которого было выгравировано зеркальное изображение надписи, заготовка заключалась перед тем, как попасть между штемпелями. Металл заготовки под давлением пресса заполнял все детали рельефа штемпелей и кольца, принимая их рисунок. Чаще всего гурт декорировался не надписью, а орнаментом из повторяющихся растительных или абстрактных элементов. Такое «украшательство» имело сугубо практическое назначение — препятствовать опиливанию и обрезыванию драгоценного металла, а так же служило дополнительным и надежным средством от подделки монет. Значительно упростил технологию нанесения изображения на ребро монеты гуртильный станок, изобретенный в XVII веке. Он состоял из двух стальных рельс, на внутренней стороне одной была нанесена предназначенная для монеты насечка. Монета туго зажималась между ними на столе станка и прокручивалась при помощи системы роликов и зубчатых колес, приводимой в движение кривошипной передачей. В результате вращения монеты на ее гурте выдавливался необходимый рисунок В конце XVIII века на смену гуртильному станку вновь пришла машина с кольцом, но уже значительно усовершенствованная. Прежде чем перейти к разделу, посвященному описанию современной машинной чеканки, хотелось бы обобщить весь путь, который прошла техника изготовления монет от ранней античной ручной чеканки до первых станков по производству монет Нового времени. Начиная с древних времен, при изготовлении самых первых монет, мастера стремились сделать свою продукцию максимально однотипной: придать серии монет узнаваемый рисунок, подчинить все элементы оформления изображения и легенды одному стилю, отчеканить монеты одинаковой массы и размера. Мечта мастеров прошедших столетий о совершенно одинаковых монетах нашла своё воплощение в современном денежном производстве. Научно-технический прогресс и совершенствование методов чеканки привёли к тому, что сегодня металлические деньги чеканятся практически без участия человека. Его роль ограничивается дизайном изображения монеты, который выполняется на компьютере. Изготовление монет доверено роботам, которые выдают с конвейера миллионные тиражи абсолютно идентичных, с идеально правильными рисунком, но совершенно бездушных рельефных кружков металла. Старинные монеты на всех этапах производства проходили через руки монетных дел мастеров, которые вкладывали в них свои знания, уменья и душу. До применения в чеканке редуцирующей машины все монеты имели мельчайшие особенности, отличающие их от десятков тысяч собратьев. Не найти даже двух абсолютно одинаковых монет, изготовленных при помощи первых чеканных станков: балансира, молотового снаряда или вальцов. И уж тем более это относится к монетам, изготовленным при помощи ручной молоточной чеканки. Каждая монета уникальна! Имеет свою живую, неповторимую красоту, созданную руками нескольких мастеров от гравёра до чеканщика, живших в те давние годы… Всё это и делает старинные монеты особенно интересными для коллекционирования в наш компьютерный и стандартизированный век… ***** Добавляйте, у кого что есть? Если повтор — прошу пардону

В чеканке , чеканка или чеканка представляет собой процесс изготовления монет с помощью своего рода штамповки , которые в настоящее время в общем известно в металлообработке как « чеканка ». Этот процесс отличается от чеканки чеканки и может быть разделен на чеканку чеканки или чеканку чеканки или

чеканку

.

Кость для монет — это одна из двух металлических частей , которые используются для чеканки монеты, по одной с каждой стороны монеты . Кубик содержит инверсную версию изображения, которое будет нанесено на монету. Чеканка монеты означает вдавливание изображения в чистый металлический диск или дощечку , и это термин, восходящий к тем временам, когда по штампам ударяли молотками, чтобы деформировать металл до изображения штампов.

Современные штампы, изготовленные из закаленной стали , способны производить многие сотни тысяч монет, прежде чем они будут выброшены и испорчены.

Древняя монета умирает

До современной эпохи штампы для монет изготавливались вручную вручную мастерами, известными как граверы. В сложные времена, такие как кризис Римской империи в 3 веке, матрицы все еще использовались, даже когда они сильно изнашивались или даже когда они трескались. Матрица, которая находилась со стороны молотка, обычно с обратной стороны (задней), как правило, изнашивалась первой. В planchets обычно были горячими до чеканки. Некоторые считают, что на некоторых римских провинциальных монетах щипцы, которыми перемещали нагретую дощечку, оставляли постоянные центральные углубления на готовых монетах. Другие связывают эти отметки с инструментами для обработки поверхности, используемыми при подготовке планшетов.

220px-Reverse_Die_for_a_Tetradrachm_of_Demetrios_I.jpg Обратный штамп для чеканки Деметрия I Бактрийского , 200–185 гг. До н. Э.

Экспериментальная археология предполагает, что более низкий штамп может выдержать до 10 000 ударов в зависимости от уровня износа, который считается приемлемым. Верхние штампы, кажется, имеют гораздо больший диапазон жизней с полезными жизнями от чуть более 100 ударов до почти 8000 зарегистрированных. Сочетание археологических свидетельств с историческими записями позволяет предположить, что производители древних монет (в данном случае Амфикции в Дельфах ) могли получить до 47000 ударов от одного кубика.

Средневековая монета умирает

Средневековые граверы были членами гильдии, создававшими монеты.

Подавляющее большинство средневековых монет было холодным чеканкой; в planchets не нагревались. В то время как средневековые штампы для монет в основном были сделаны из железа, были обнаружены некоторые штампы с небольшой областью на лицевой стороне штампа, которая была сделана из стали. По мере того, как в средние века менялись технологии и экономика, менялись и методы изготовления штампов для монет. В то время как большинство древних штампов для монет очень сильно использовали гравировку, в раннесредневековой чеканке преобладали штампы, созданные в основном из штампов, которые вытесняют металл штампа, а не удаляют его. Есть свидетельства того, что средневековые высекатели использовали инструменты для гравировки для создания рисунков и создания детальных штампов. Однако гравировка на лицевой стороне штампа не стала обычным явлением до раннего Возрождения.

Существуют очень подробные записи о венецианском монетном дворе. В позднем средневековье штампы, использованные для изготовления торнеселло, имели следующие характеристики: штамп «молоток», ~ 17 000 ударов; «наковальня» умирает, 36 000 ударов. Монетный двор производил в среднем 20 000 монет в день, так что они заставляли умирать один молот в день и одну наковальню через день. Плашки «молотка» изнашивались быстрее, потому что они имели тенденцию быть меньше и по ним ударяли молотком, что приводило к сильному образованию грибов на верхушках.

Современное производство штампов

Сначала художник создает большую гипсовую модель монеты. Затем гипсовую модель покрывают резиной . Затем резиновая форма используется для изготовления эпоксидной гальваники. Все это происходит в масштабе около восьми дюймов. Затем редукционной машине требуется несколько дней, чтобы уменьшить изображение на стальной мастер-ступице. Затем мастер-ступица подвергается термообработке, чтобы сделать ее твердой. Затем мастер-концентратор используется для изготовления всего нескольких мастер-штампов посредством втулки , которая включает в себя вдавливание мастер-втулки в стальную заготовку для вдавливания изображения в матрицу. Затем мастер-штамп используется для формирования необходимого количества рабочих ступиц с помощью одного и того же процесса, а затем рабочие ступицы проходят через тот же процесс для формирования рабочих штампов . Эти рабочие штампы и являются настоящими штампами, которые отбивают монеты. Процесс переноса втулки на штамп можно повторять столько раз, сколько необходимо, чтобы сформировать количество штампов, необходимое для изготовления необходимого количества монет. Разница между ступицей и матрицей заключается в том, что ступица имеет выпуклое изображение, а матрица имеет

выступающее

изображение, поэтому одно образует другое.

При изготовлении рабочих штампов Монетный двор обнаружил, что, используя меньшее давление в прессе для втулок, они могут продлить срок службы используемых втулок и штампов. Однако между каждым втулкой изготавливаемый штамп должен подвергаться процедуре отжига для размягчения стали, что облегчает вдавливание изображения втулки в штамп. Поскольку штамп подвергается холодной штамповке на прессе для втулки , упрочнение делает штамп со ступицей более твердым и прочным, чем в исходном состоянии (преимущество перед гравировкой штампа).

Если, когда кристалл подвергается другому удару, он не совмещается точно со ступицей, результатом является вторичное изображение или дублирование. Это называется удвоением кубика, и в результате получаются такие эффектные монеты, как знаменитый удвоенный цент 1955 года .

Третья сторона медали

На краю десятицентовика США, четверти с половиной доллара и многих мировых монет есть выступы, похожие на накатку , называемые язычками . Некоторые старые монеты США и многие мировые монеты имеют другой рисунок на краю монеты. Иногда это простые узоры, такие как виноградные лозы, более сложные узоры из полос или, возможно, фраза, как на монете доллара США, на которой есть дата , отметка монетного двора и девиз, E Pluribus Unum. Исторически сложилось так, что эти виды рисунков наносятся на монету через многосекционный третий штамп, называемый воротником, диаметр внутреннего края которого такой же, как и у края монеты. Когда лицевые и реверсивные штампы ударяют по планшету, планшет расширяется, заполняя воротник, вдавливая дизайн воротника в край монеты. Затем части воротника разделяются, чтобы можно было удалить монету. Отсутствие воротника приводит к ошибке, называемой широким ударом. Монета с широким чеканом, как правило, немного более плоская и немного больше по размеру, чем обычная безошибочная монета того же достоинства. Второй и более быстрый процесс, с помощью которого рисунок наносится на край монеты, — это использование машины для накатывания кромок. Отчеканенная монета подается в автомат, а затем машина вдавливает рисунок в край монеты. Иногда монетный двор использует оба метода для нанесения краевого рисунка. Монетный двор США, например, использовал машину для наклеивания кромок, чтобы обозначить президентские доллары на гранях деловой забастовки, и воротник для пробных версий этих монет.

Умереть брак

Во время типичного производственного цикла или процесса чеканки (особенно, когда тяжелые прессы используются для больших производственных циклов) один штамп выбирается из группы нескольких штампов для передней части, а другой штамп выбирается из другой группы штампов для задней части. монеты, которую нужно изготовить. Затем работник монетного двора помещает каждую матрицу в чеканочный пресс для работы. По завершении прогона матрицы снимают с пресса. Эта процедура повторяется для каждого производственного цикла. Монеты, отчеканенные каждым монетным двором каждый год, могут иметь несколько производственных циклов для выполнения своих заказов.

Если используется более одного кубика для лицевой или оборотной стороны, можно определить мельчайшие различия между каждым кубиком. Обычно это только для ранних монет США, поскольку современные штампы для монет изготавливаются с использованием компьютеров, поэтому, если нет ошибки, все штампы идентичны. Кроме того, относительное расположение лицевой и оборотной сторон также можно использовать для определения того, какие матрицы использовались для тиража, в результате которого была произведена конкретная монета. В Соединенных Штатах монеты обычно чеканили головой к хвосту; это означает, что «верх» одной стороны монеты находится на стороне, прямо противоположной «низу» другой, в результате чего характеристики монеты отображаются правой стороной вверх, когда монета вращается по горизонтальной оси. Это называется выравниванием «монетного двора». Правильное выравнивание для «поворота монеты» составляет ровно 180 градусов; однако из-за реалий машинного процесса это может варьироваться на доли градуса. В редких случаях это отклонение может достигать нескольких градусов и очень легко заметно. Однако даже очень небольшие отклонения могут определить производственный цикл, в котором была отчеканена монета. Когда это делается, это называется бракосочетанием. Брак особенно важен в отношении полдоллара США, отчеканенного на Монетном дворе Нового Орлеана в 1861 году, поскольку он устанавливает, была ли монета отчеканена на монетном дворе под контролем Союза, штата Луизиана или Конфедерации.

Использовать

В современных прессах штамп чеканит примерно 120 монет в минуту. Эта быстрая чеканка вызывает износ штампов. Никелевые сплавы являются одними из основных металлов, используемых в сегодняшних монетах, но они тверже, чем другие традиционные металлы для чеканки, такие как серебро и золотые сплавы, и поэтому вызывают еще более быстрый износ штампа. Медь и медные сплавы использовались в чеканке монет на протяжении веков из-за их пластичности и легкости, с которой их можно чеканить: однако они также изнашивают штампы, когда штампы используются слишком долго. Печально известный пример — «двойная игральная кость бедняги» 1955 года. Эта монета продается в качестве замены сдвоенного штампа 1955 года, но это не более чем удвоение износа штампа , вызванное износом штампов. При чеканке монеты планшет не нагревается. Хотя планшет будет более мягким и податливым, дополнительное время и затраты окажутся слишком большими для мяты. Таким образом, холод металла под высоким давлением втекает в матрицу.

Ошибки могут случиться на любом этапе производственного процесса, и некоторые коллекционеры ищут их. Ошибки в монетах, возникающие на кубике, обычно более желательны, чем ошибки, сделанные во время удара. Например, сдвоенная матрица, на которой дата или другое устройство отображается дважды с небольшим смещением, часто является очень желательной ошибкой. Ошибки чеканки обычно уникальны, тогда как все монеты, отбитые кубиком с ошибкой, будут иметь одинаковые характеристики. Это делает их более коллекционными. Самый известный удвоенный кубик за последние сто лет — это удвоенный цент Линкольна

1955 года

. Они торгуются на сотни долларов, потому что ошибку легко заметить случайному наблюдателю. Многие ошибки двойного штампа требуют, чтобы была видна хотя бы ювелирная лупа . Удвоение может происходить и на этапе хаба. Некоторые более свежие ошибки концентрируются вдвое. Самый известный пример — удвоенный цент за 1995 год, который удваивается втулкой.

Состояние терминала умирает

Как видно из названия, конечное состояние кристалла — это последнее состояние, в котором используется любой кристалл. Это состояние штампа, в котором из-за трещин начинают развиваться серьезные структурные разрушения. Если кристалл в таком состоянии не будет выведен из эксплуатации, он станет непригодным для эксплуатации из-за разрушения. Как и любая металлическая деталь, штампы могут выйти из строя из-за огромного давления, которое используется для нанесения изображения штампа на пустую доску. Некоторые плашки удаляли даже при обнаружении микроскопического дефекта, а другие использовали до тех пор, пока буквально не разлетелись на куски. У Bass Foundation есть особенно примечательный пример Quarter Eagle 1806/4 (золотая монета США 2,50 доллара США), у которого откололся кусок кубика, что привело к сильному разрыву обода над буквой LI на лицевой стороне буквы LIBERTY. .

Как правило, конечное состояние штампа приводит к появлению трещиноподобных структур на монете. Хороший пример — монета 1839 года, сидящая в кресле свободы. Через дату, щит и вторую звезду отчетливо видна трещина. Эта трещиноподобная структура выглядит как материал, наложенный на поверхность монеты; Это связано с тем, что трещина на штампе позволила материалу планшета перетекать внутрь во время штамповки, точно так же, как преднамеренная особенность конструкции. Некоторые монеты имеют несколько трещин, что указывает на то, что срок службы штампа подошел к концу. Монеты, которые действительно демонстрируют такие особенности, могут быть помечены как примеры «конечного состояния кристалла».

Кость для монет, представленная в других монетах

Сам кубик для монет был основным мотивом для многих коллекционеров монет и медалей. Одна из самых последних и известных — это австрийская монета 700-летия Ратуши в Тироле , отчеканенная 29 января 2003 года. На обратной стороне монеты изображена серебряная монета Гульдинера . Тем не менее, дизайн отрицательный, представляющий собой кубик для монеты, как отсылку к истории Холла как важного центра чеканки монет.

Смотрите также

внешняя ссылка

30px-Commons-logo.svg.png Викискладе есть медиафайлы по теме производства монет .
  • Дизайн и чеканка монет Создание штампа и процесс чеканки
  • Казначейство США: подготовка рабочих штампов
  • «Умирающий»  . Новая энциклопедия Кольера . 1921 г.

Рекомендации

Используемые источники:

  • http://kvashnin-art.com/blog/istoriya-chekanki-monet/
  • https://wikimetall.ru/oborudovanie/chekanka-monet.html
  • https://dictionary_of_ancient.academic.ru/4555/чеканка_монет
  • https://smolbattle.ru/threads/эволюция-станков-для-чеканки-монет.34247/
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/coining_(mint)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий