Собор Казанской Иконы Божией Матери

Собор Казанский иконы Божьей Матери входит в кремлевский архитектурный ансамбль столицы. Здание храма сравнительно небольшое, но его архитектурное и историческое значение в православном мире огромное. Появление собора неразрывно связано с именем национального героя Дмитрия Пожарского и освобождением города от польско-литовских войск.

Содержание

История известной Казанской иконы Божьей Матери

Икона Казанской Божьей Матери в православии почитается больше других. Чудотворным действием обладает не только оригинал образа, но и его списки. По всему миру распространено множество копий святыни, и все они находятся в особом почете у христиан.

Появление Казанской иконы Божьей Матери связано с интересной историей, произошедшей в XVI веке, которую можно назвать чудом. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, которым были уничтожены все деревянные строения города. В ту же ночь десятилетней дочери местного купца Матроне в сновидении явилась Богородица. Она попросила девочку сходить на пепелище и отыскать там ее икону. При этом Божья Матерь указала точное место, где находится образ. Утром Матрона рассказала о видении родителям. Те посоветовались со священником Ермолаем и решили проверить правдивость детских слов. И, на самом деле, под обгоревшими головешками икона Божьей Матери как будто ждала, когда ее найдут. Образ был завернут в вишнёвое сукно и совершенно не тронут огнем. Изображение Богородицы на доске из кипариса выглядело как новое.

Чудотворную силу иконы христиане заметили уже в первые дни. Слепые люди, припадавшие к образу, начинали видеть, глухие – слышать. Больные мигренью избавлялись от страшных болей.

После случившихся исцелений духовенство города решило сделать несколько списков. Первый был отправлен государю Ивану Грозному. Остальные списки передали в дар церквям, находящимся в разных городах Руси. Икона хранилась в приходах и почиталась более остальных образов. В честь неё было возведено множество соборов и монастырей.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.

казанский-собор-в-москве-в-начале-20-века.jpg

Революция и советское время

После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.

Современное состояние

В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.

Адрес и время для посещения

Здание Казанского собора найти очень просто. Оно находится напротив Исторического музея на Красной площади.

Адрес: Москва, ул. Никольская, 3.

Тел.: +7 (495) 698 27 26.

E-mail: kazanski_sobor@list.ru.

Храм принимает посетителей с 8.00 до 20.00. Богослужения проходят по воскресным дням в 9.00. Также службы проводятся на православные праздники или в дни памяти святых великомучеников. Каждую субботу в 15.00 для желающих принять Таинство Крещения проводятся огласительные беседы.

ГЛАВНОЕ

  • Казанский собор у Красной площади ‒ удивительно красивый архитектурный памятник позднего русского Средневековья в стиле «нарышкинского барокко».
  • Здесь можно прикоснуться к святыням: иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», мощевику с частицами 83 святых угодников.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Богоматери над Русью.
  • Собор открыт каждый день, по утрам и вечерам в нем проходят православные службы.

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с Историческим музеем и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощевик с частицами 83 св. угодников, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Утром и вечером здесь проходят православные службы.

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при царе Иване Грозном, когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие — и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопровождала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы над поляками князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенную фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть храма ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

© 2016-2021 moscovery.comИспользуемые источники:

  • https://pravednik.info/istoriya-kazanskogo-sobora-v-moskve.html
  • https://ru.moscovery.com/собор-казанской-иконы-божией-матери/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий