Волгоград (Сталинград) Город-герой

Содержание

c5f001315441c0ea9ea3ecdbe8e.jpg

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области, город-герой. Находится на правом берегу реки Волга в её нижнем течении. Город протянулся на 70 км вдоль реки Волги. Основан в 1589 году как сторожевая крепость при впадении реки Царица (от тюрского «сары-су» жёлтая вода) в Волгу. До 1925 года носил название Царицын, а с 1925 по 1961 — Сталинград.

В 1708 году также около месяца крепость находилась в руках восставших казаков Кондратия Булавина. В 1717 году был разграблен крымскими и кубанскими татарами. Позже, в 1774 году, город безуспешно штурмовал Емельян Пугачёв. Город входил в состав сначала Казанской, затем Астраханской губернии. По переписи 1720 года в городе проживало 408 человек. В XVIII веке город носил статус уездного. С 1773 года город стал воеводским, с 1780 года — уездным. В 1807 году в Царицыне проживало менее 3 тысяч человек. После появления в 1862 году первой железной дороги рост населения заметно увеличился и к 1900 году — население города составило около 84 тысяч человек. Первый театр открылся в городе в 1872 году, а кинотеатр — в 1907 году. Первый институт (Сталинградский тракторный) открылся в городе в 1930 году, годом позже был открыт и педагогический институт. В годы Гражданской войны за Царицын шли жестокие бои, получившие в советской историографии название «Оборона Царицына». С 1920 года Царицын — центр Царицынской губернии. В 1925 году город был переименован в Сталинград. До 1928 года Сталинград — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году — центр Нижневолжского края. В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. В 1936 году Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область. Наиболее серьёзным потрясением в истории города стала Великая Отечественная война. Сталинградская битва. На Сталинградское направление Ставка Верховного Главнокомандования выдвинула 62-ю, 63-ю и 64-ю армии. 12 июля был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 километров, остановить дальнейшее продвижение противника. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Гитлеровцы стремились в кратчайший срок овладеть Сталинградом. 23 августа город подвергся страшной бомбардировке, уничтожившей или серьёзно повредившей большую часть городских зданий. Немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее Сталинграда. На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ. 25 августа в Сталинграде было введено осадное положение. До 50 тысяч трудящихся Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. 150 тысяч рабочих сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артиллерийским обстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, «катюши», а также снаряды. На подступах к Сталинграду и в самом городе были сооружены четыре оборонительных обвода. Всего к началу обороны было построено до 2750 километров окопов и ходов сообщения, 1860 километров противотанковых рвов. К 12 сентября 1942 г., несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник вплотную подошел к городу. Вся страна пришла на помощь Сталинграду. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тысяч убитыми и ранеными, свыше 2 тысяч орудий и минометов, более тысячи танков, штурмовых орудий и другой техники. К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление. 75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под Сталинградом. Большую помощь войскам в подготовке контрнаступления оказывало население Сталинградской области. В битве за Сталинград важную роль сыграла Волжская военная флотилия. Только в сентябре-ноябре флотилия перевезла на правый берег Волги 65 тысяч бойцов, до 2,5 тысяч тонн различных грузов. В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, находившийся вместе со своим штабом в подвале центрального универмага. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров. За боевые отличия 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования Сталинградское, Кантемировское, Тацинское. 55 соединений и частей награждены орденами, 183 — стали гвардейскими, 112 наиболее отличившихся воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Сталинграда», учрежденной 22 декабря 1942 г., награждены свыше 700 тысяч участников битвы.8 мая 1965 года Волгограду было присвоено звание «Города-героя». Основные достопримечательности сегодняшнего Волгограда связаны в основном с историей Сталинградской битвы. Это связано в первую очередь с тем, что за два дня, 22 и 23 августа 1942 года в результате бомбардировки города немецко-фашистскими войсками было уничтожено более 90 % северной части города (до поймы реки Царица). Достаточно сказать, что в Центральном районе осталось только одно здание, пригодное для проживания. Среди памятников Сталинградской битвы особо выделяются:

  • Мамаев курган — «главная высота России». Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом Кургане возведён памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Центральная фигура композиции — скульптура «Родина-Мать».
  • Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — расположена на Центральной набережной города. Открыта в 1982 году.
  • Руины старой мельницы — единственное оставшееся со времён войны невосстановленым здание в городе.
  • «Дом солдатской славы» или, как его называют в народе «Дом Павлова» — это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью.
  • Аллея Героев — небольшая пешеходная улица, соединяющая набережную реки Волги и Площадь Павших борцов. 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза, получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в 1942—1943 годах, 192 Героев Советского Союза — уроженцев Волгоградской области, из которых трое дважды Герои Советского Союза (Ефремов Василий Сергеевич   Малышев Юрий Васильевич,    Шурухин Павел Иванович), и 28 кавалеров ордена Славы трёх степеней.

Дополнительные ссылки:Официальный порталСталинградская БитваВолгоград в сети

Герои: люди и города

Царицын, Сталинград, Волгоград – названия одного города. Первое упоминание о нём восходит к 1579 году. С 1589 по 1925 годы носил название Царицын, что в переводе с тюркского означает «жёлтый остров», 10 апреля 1925 года был переименован в Сталинград. Именно под этим названием он вошёл в историю. 10 ноября 1961 года город вновь поменял свое название. Сегодня официальное название населённого центра — город-герой Волгоград.

Великая Отечественная война – один из самых трагических периодов в истории Волгограда. Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней, стала одной из решающих и переломной в ходе Второй мировой войны. Началась она 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Самым кровопролитным стал день 23 августа 1942 года, когда город подвергся ожесточенной бомбардировке, вызвавшей колоссальные разрушения. Были уничтожены не только жилые дома и здания города, за время боёв было уничтожено всё городское сообщение.

Во время Сталинградской битвы все трамвайное хозяйство города было уничтожено. Трамвай в городе работал до 23 августа 1942 года, когда город подвергся массированной бомбёжке фашистской авиации. В развалинах лежали два трампарка, вагоноремонтные мастерские, были разбиты тяговые подстанции, разрушена большая часть трамвайного пути и контактной сети.

Царицын стал первым уездным городом России, построившим себе трамвай. В 1913 году была проложена линия, с которой началась история волгоградского трамвая.

В годы Великой Отечественной войны сталинградские трамвайщики освоили производство военной продукции. В мастерских трампарка был организован цех по изготовлению снарядов к 45-миллиметровым противотанковым орудиям. С октября 1941 года по август 1942-го в мастерских трамвайного треста было произведено 200 тысяч снарядов для фронта.

28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о возобновлении работы трамвайного парка. Трамвайщики и горожане приступили к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства.

Халиса Хайрулина вернулась из эвакуации в родной город в 1945 году и пошла работать в трамвайный парк сварщицей.

Халиса Хайрулина родилась в 1914 году в Царицыне. Её отец погиб в Первой мировой до её рождения. Её и двух старших братьев вырастила мать.

«Я родилась в 1914-м году. Отец погиб на войне. Мама осталась одна с нами в 38 лет. Она так и не вышла замуж, пока нас не вырастила. Родилась я и жила на Пугачёвской улице. Там татары, русские были. Жили все одинаково, 24 семьи было. Всё было хорошо. Получили свою комнату.

Когда война началась, я работала на заводе имени Сакко и Ванцетти. Как начали бомбить! Я бегом-бегом через мост прямо на Пугачёвскую. Пришла, там дети. Детей забрала, их трое было. Как бомбёжка началась, мы где попало жили, то там спрячемся, то там… Кругом бомбили. Страшно, ужас, страшно! Бомбят без конца. Мы за завалом пошли жить, а там ещё хуже. Там дома такие маленькие, очень много погибших, опять детей собрала и вернулась домой.

Работала сварщиком. Я ведь два года не работала. Боялась, сумею ли, получится ли. А там вагоны, тележки надо варить. Пошла настоящим сварщиком и сразу стала варить. Туда‑сюда меня таскали, хорошо работала…»

Восстанавливая разрушенное, коллектив трампарка работал днём и ночью, прикладывая все усилия для скорейшего пуска на линию как можно большего количества вагонов. С большими трудностями первоначально удалось собрать 20 трамваев. Но так как Астраханский мост был разбит, в центр города, по воспоминаниям ветеранов, вагоны пришлось доставлять на железнодорожных платформах. Вручную толкали их до тупика на Козловской улице, потом грузили… Ремонтировать остановившиеся трамваи нередко приходилось и прямо на линии. Зимой на морозе специалисты заменяли токоприёмники, ставили реостаты, иногда даже поднимали кузов.

В восстановлении движения трамвая были заинтересованы все: работники предприятия, горожане, руководство города. Комитет обороны обязал сталинградские предприятия поставлять необходимые материалы и оборудование, рабочую силу. Ремонт вагонов и восстановление трамвайного парка были возложены на крупнейшие предприятия города: тракторный завод «Красный Октябрь», завод оборонной промышленности «Баррикады», судостроительное предприятие, завод им. Куйбышева, машиностроительный завод им. Петрова и другие.

В очистке путей и укладке рельсов использовался труд 800 военнопленных фашистов.

Участник Великой Отечественной войны Гавриил Минаевич Василенко 24 июля 2014 года отметил свой 90-летний юбилей. В жизни этого человека, как и большинства его сверстников, были голодное детство, военные годы, послевоенное восстановление, строительство светлого будущего… Родом с Кубани. В июле 1942 года восемнадцатилетним юнцом попал на фронт. Воевал на Северо-Кавказском фронте, в 183-м стрелковом запасном полку, был связистом. В марте 1943 года в станице Крымской под Новороссийском получил ранение, долго лечился, после чего был признан непригодным к службе. Бывшего солдата в 1944 году направили на восстановление Сталинграда. Определили на расчистку завалов на территории завода «Красный Октябрь»: собирали трофеи в виде танков, орудий, машин, которые потом отправлялись на переплавку.

Гавриил Минаевич вместе со своей супругой Марией Алексеевной воспитали пятерых детей. Сейчас у них 10 внуков и 18 правнуков. Ветеран Великой Отечественной и сегодня активен и энергичен. Через день ездит на дачу, которая находится в Красной слободе, ухаживает за огородом. Следит за здоровьем своей супруги, заботится о ней.

Вспоминая годы своей юности, выпавшие на военное лихолетье, бывшая военная санитарка Раиса Ивановна Чернова говорит, что ее судьба похожа на судьбы сотен тысяч ее ровесников, которым пришлось познать и голод, и нужду, и тяжкий труд. В октябре 1942 года девчонку забрали в госпиталь. В пяти километрах от ее родной деревни развернулся ХППГ — хирургический передвижной полевой госпиталь. Пришел комиссар к председателю колхоза, попросил нескольких девочек в помощь медицинскому персоналу. Председатель указал на троих, в том числе и на Раису.

«Наш военно-полевой госпиталь стоял в селе Власово Орловской области, — вспоминает Раиса Ивановна. — Помещения конторы были заняты под операционные. А раненых размещали в других домах. Первой больничной палатой, куда я пришла работать санитаркой, был бывший амбар. На полу лежали топчаны, на них — раненые. Часто солдат распределяли на постой по домам жителей.»

С середины января 1943 года советские войска на юго-западе пошли в наступление, за ними передислоцировался и военно-полевой госпиталь.

Участвовала в восстановлении Ленинграда после снятия блокады. Так девушка оказалась на Ижорском военном заводе, где проработала два года и три месяца. Предприятие было полностью разрушено. Девчата разбирали завалы, строили цеха. Поначалу спали там же, где работали, в цехах на топчанах. Потом их переселили в бараки. Раису направили на курсы лаборантов по анализу жидкого кислорода. Там, в Ленинграде, 19-летняя девушка встретила Победу.

В декабре 1946 года ей дали направление на Сталинградский завод «Красный Октябрь». Так Раиса Ивановна стала сталинградкой. 38 лет проработала в энергохозяйстве трампарка, возглавляла ветеранскую организацию предприятия. В 1990 году вышла на пенсию. Несмотря на годы, она долго пела в академическом хоре Дома офицеров. Раиса Ивановна — автор стихов, в которых пишет о том, что прожито, что пройдено…

Волгоград – очень необычный город. Он протянулся вдоль Волги на 80 км, а с пригородами — на все сто. При этом протяженность его вглубь весьма невелика — два-три километра, и только в северной части город значительно вдается в сушу. После полного разрушения транспортного сообщения в городе необходимо было в очень короткий срок устранить неполадки и восстановить трамвайные пути. От этого зависела жизнь многих горожан.

Каждый из этих ветеранов связал судьбу с работой на волгоградском транспорте, каждый вложил свою силу, труд, отдал свою молодость и жизнь на восстановление и дальнейшую бесперебойную работу городского трамвая.

Матвей Владимирович Логинов во время ВОВ был несовершеннолетним узником, которому будучи подростком, пришлось пережить плен, тяготы и лишения. Два года Матвей Владимирович Логинов работал в фашистском плену.

25 декабря 1945 года на станцию Татьянка под Сталинградом прибыл спецэшелон. В товарных вагонах в Сталинград привезли бывших узников фашистских концлагерей. В то время их называли репатриированными. Перед отправкой из города Гродно юноши и девушки, гнувшие спину на фашистов, прошли унизительную проверку в особом отделе. По законам того времени позорный факт пребывания на вражеской территории они должны были искупить трудовой повинностью на благо Родины. Пассажиров гродненского спецэшелона кинули на восстановление Сталинграда.

В трампарке Матвей Владимирович приобрел профессию и проработал 48 лет. Еще два года к общему трудовому стажу приплюсовали ему в собесе — за каторжный труд в фашистской Германии

«В 43-м году нас, подростков, забрали немцы. И привезли, не знаю куда: или польская граница была, или немецкая. Нас высадили всех, и стали мы проходить комиссию. Прошли, и потом начала приезжать рабсила туда. И вот нас забрали человек, наверное, сто. Посадили в вагон и снова повезли. И вот привезли нас на большую станцию, на ней мы и работали. Делали все после бомбежки, все, что заставляли, то и делали.

Потом американцы начали снаряды кидать. Через дорогу были офицеры, порожний сарай. В Германии это. А потом один такой ушлый немец, чтоб американцы его не тронули, нас взял к себе в бомбоубежище. Здоровый он был такой. Потом пришли американцы и сказали, куда идти. И мы назад все. Ну, конечно, провожали нас.

Потом снова нас повезли. Сказали, что это особый рабочий батальон. И все. Потом мы узнали, что нас везут в Сталинград. Только мы, деревенские пацаны, понятия не имели, что есть такой город Сталинград.

В Сталинград привезли нас в поселок Татьянка. И начали снова привозить рабсилу. Приехал Авилкин, директор трамвайного управления. Вот он нас, человек сто, взял к себе. И начали мы работать в трампарке. Клуб там стоит и сейчас, был он тогда весь разбитый. Нас поместили в этом клубе. Не помню, или мы делали нары, или они уже были. Нары двухэтажные, сплошные. Там матрацы были вроде. И стояла печка там, как в вагонах, буржуйка. Больше ничего. Зима, умываться негде. А эта буржуйка, когда топится… Не знаю, чем топили. Проснешься – черный, как негр. Всё это с себя стряхнешь…

Убирали мусор вокруг. Везде требовалась рабсила. Кого на пути, кого куда. И вот нас, не помню, сколько человек, отправили ремонтировать трамваи. Трамваи днем бегают, а ночью их надо ремонтировать. Тогда трамваев не особо много было, вот мы их и осматривали ночью. По восемь часов работали, один выходной. Вот так и работали. Проработал там 48 лет. Вот и вся наша песня…»

После Великой Отечественной войны по плану реконструкции промышленные предприятия и жилые кварталы были значительно удалены друг от друга. Все это привело к тому, что жители Волгограда особенно много пользуются общественным транспортом. Перевозкой пассажиров электрическим транспортом в Волгограде сегодня занимается МУП «Метроэлектротранс». Девиз предприятия: «Все для пассажиров!». Ежедневно сотрудники завода по ремонту трамваев трудятся на благо своего города. В восстановленных и заново построенных помещениях специалисты чинят колеса, электрику, приваривают сломанные детали техники и продолжают жить под мирным небом над головой.

Материал подготовили:

Фото:

Кирилл Брага

МИА «Россия сегодня»

Выражаем особую благодарность за помощь в организации съёмок и предоставление материалов о ветеранах Надежде Бутримовой, помощнику генерального директора МУП «МЭТ» г.Волгограда

Герои: люди и города Волгоград — город-миллионер на юго-востоке европейской части России. Носит звание город-герой, здесь проходила Сталинградская битва. Уникальность Волгограда в его протяжённости. С учётом пригорода его длина по берегу Волги составляет 120 км. Это один из самых длинных городов в мире. Чтобы пересечь город потребуется почти 4 часа. История Волгограда насчитывает несколько веков. Первые упоминания относятся к 1589 году, когда перед Русским государством встала острая необходимость охраны нового транспортного пути — реки Волги. Тогда-то и был основан город Царицын, через несколько столетий переименованный в Сталинград, а затем в Волгоград. Через город проходили многие торговые пути, что стало поводом к процветанию. Волгоград развивался и рос, постепенно появлялись первые пароходы, пристани, строилась железная дорога. Население значительно увеличивалось. За время Сталинградской битвы город-герой был разрушен. Почти не осталось уцелевших зданий. Из-за столь интенсивного нападения и сильнейших повреждений его пришлось отстраивать заново. Полностью была возведена центральная часть города, значительно увеличилась его территория. Узнать в современных постройках бывший Царицын невозможно.

Проспект Ленина — главная улица Волгограда.

Волгоградский мост («Танцующий мост»).

Мост прозвали «танцующим», когда 21 мая 2010 года его пришлось перекрыть из-за сильных колебаний. По рассказам очевидцев, мост начал «танцевать» и это было видно даже невооружённым глазом.

Железнодорожный вокзал Волгограда.

В годы Великой Отечественной войны Сталинградский транспортный узел был важным звеном в снабжении фронта. В сентябре 1942 года фашисты захватили здание и занимали его почти три месяца. Освободили здание только 31 января 1943 года. Вместо разрушенного вокзала отстроили одноэтажную времянку, а новое трёхэтажное здание, которое служит до сих пор, возвели в 50-х годах. Здание выполнено в монументальных формах сталинской архитектуры послевоенных лет. Общая высота — 67 метров. Его венчает часовая башня с часами диаметром 4 метра и длиной стрелок до 2,5 метров. Средняя часть выполнена в виде башни со шпилем. В арке над входом установлена скульптурная композиция «Апофеоз труда», а главный вход украшают горельефы, которые представляют героев войны. Станция является узлом пяти направлений: на Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Саратов и Астрахань.

Здание бывшей пожарной части.

Памятник архитектуры Царицына XIX века (1897). Здание было сильно повреждено во время Сталинградской битвы и восстановлено в 1950-х годах без каланчи. В 1995 году после пожара здание восстановлено в первоначальном виде.

Новый Экспериментальный театр.

Здание представляет собой классический стиль архитектуры. В нём располагалась одна из самых крупных библиотек города, в нём же был основан первый музей Царицына. Затем в этом здании работал драматический театр им. Горького, старейший театр города. После Сталинградского сражения здание восстановлено с максимальным сохранением всех деталей, что и даёт основание говорить о классическом стиле архитектуры. В 1989 году в здании открылся Новый Экспериментальный Театр.

Гостиница «Волгоград».

Здание, построенное в 1890 году, называлось «Столичные номера». В 30-х годах здание надстроили до четырёхэтажного, в нём разместился Дом лётчиков. После войны было отстроено на старом фундаменте заново, став уже 5-этажным.

Главпочтамт.

Это монументальное пятиэтажное здание было построено в 50-х годах. Фасад здания Главпочтамта и Центрального телеграфа Волгограда имеет одну особенность — наличие двух башен с циферблатом без часовых стрелок. Строительство здания началось в 1953 году, а годом позже было построено здание вокзала, на котором также расположились часы. Строительство Главпочтамта было завершено только в 55-м году, и, по словам архитектора, было решено не устанавливать на нём часовые механизмы, чтобы не дублировать находящиеся совсем рядом часы на здании железнодорожного вокзала. Памятник «Защитникам красного Царицына и Сталинграда».

Скульптура «Родина-мать зовёт!»

Большая часть достопримечательностей Волгограда напрямую связанная с событиями Великой Отечественной войны. Главным памятником города является Мамаев курган — именно здесь проходили самые ожесточённые бои. Общая площадь мемориала составляет 107 гектаров, высота — 102 метра. Монумент «Родина-Мать зовёт!» венчает главную высоту России. Это символ и визитная карточка Волгограда. «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая (на тот момент) скульптура-статуя в мире. До сих пор является самой высокой нерелигиозной скульптурой-статуей в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 метров. Общая высота скульптуры — 85 метров. Для сравнения: высота Статуи Свободы в Нью-Йорке — 46 метров, а статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38 метров. По примерным подсчётам на Мамаевом кургане в индивидуальных и братских могилах захоронено не менее 35 000 защитников Сталинграда.

Музей-панорама «Сталинградская битва».

Комплекс, посвящённый Сталинградской Битве, включает в себя здание паровой мельницы, выставку вооружения, музей «Сталинградская битва», музей войны в Афганистане, а также панораму «Сталинградская битва» — огромное живописное полотно (размером 120*16 метров), на котором изображены основные моменты великого сражения.

Руины паровой мельницы Грудинина.

Мельница была построена в 1904 году. При восстановлении города после войны мельницу решили оставить как есть в качестве живого свидетельства разрушительной Сталинградской битвы. Слева видна скульптура «Танцующие дети» — копия фонтана «Детский хоровод», установленного на Привокзальной площади. Скульпторы в камне воплотили знаменитый снимок советского фотографа Эммануила Евзерихина, запечатлевшего чудом уцелевший весёлый детский хоровод на фоне разрушенного бомбёжкой Сталинграда. Музей ежегодно посещает до 500 тысяч человек.

Улица Комсомольская.

Волгоградский планетарий.

Открыт 19 сентября 1954 года. Здание венчает скульптурная группа «Мир» работы В.И. Мухиной, которая является последней её работой. Зелень в городе. Городской и Комсомольский сады.

Улица Советская.

Центральная набережная Волгограда.

Волгоградский речной вокзал.

Крупнейший речной вокзал в России (как и в Европе). Длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве и составляет 296 метров. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Зал ожидания рассчитан на 700 человек. Плавучий памятник погибшим речникам на Волге.

Фонтан «Искусство».

Ресторан «Маяк».

Дворец Культуры Профсоюзов.

Астраханский мост.

Мост через пойму реки Царица (Пионерка), построенный в 1960-х на месте старого Астраханского моста. В 1980-х к нему была пристроена эстакада скоростного трамвая.

Волгоградский скоростной трамвай (метротрам).

Трамвайная система с элементами метрополитена. Насчитывает 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 км в составе 6 станций проложен под землёй по стандартам метрополитена. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта. Волгоградский скоростной трамвай уникален ещё тем, что тоннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения. Дело в том, что на линиях обычного трамвая остановки расположены с внешней стороны путей, а на станциях метро считается оптимальным, когда пассажирская платформа находится между путями. Но у обычных трамваев двери расположены только с правой стороны. Поэтому проектировщики приняли решение на подземных участках организовать левостороннее движение трамваев. В итоге тоннели перекрещиваются друг над другом на разных уровнях в начале и в конце подземного участка первой очереди. На подземных станциях второй очереди движение трамваев уже правостороннее, потому что там ходят вагоны с дверьми по обе стороны. Станция Пионерская, в силу особенностей рельефа местности, расположена на эстакаде над поймой реки Царица. Подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. Станции «Площадь Ленина» и «Комсомольская» в текущем состоянии рассчитаны на составы из 4 вагонов, но имеют также неиспользуемую скрытую часть платформы, за счёт которой могут быть удлинены при модернизации.

Жилой комплекс «Волжские паруса».

Представляет собой два высотных здания в 32 (корпус А) и 28 (корпус Б) этажей. Внешние фасадные поверхности корпусов слегка изогнуты и напоминают наполненные ветром паруса. На уровне 17-19 этажей корпуса соединены застеклённым мостом.

Ворошиловский район.

Рабоче-Крестьянская улица. Дом водников. Проспект Ленина во время дождя. Говорят, это самый протяжённый проспект в России. 103-й микрорайон. Барельеф Гагарину на жилом доме по адресу: проспект Ленина, 2. Пересечение проспекта Ленина и улицы 7-й Гвардейской Дивизии.

Храм во имя иконы Божией Матери «Призри на смирение».

Пожалуй, это сама ущемлённая церковь в городе. Она зажата между жилым домом и торгово-офисным центром на улице 7-ой Гвардейской Дивизии. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери.

Строящийся футбольный стадион «Арена Победа».

Должен быть построен к 2017 году для проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. На время чемпионата стадион будет называться «Волгоград Арена». Жилой дом в Тракторозаводском районе по адресу: ул. Дзержинского, 15. Закат.

Источник« Как живут современные американские индейцыРоссия глазами иностранцев »

Извини, никакой котячьей нежности 6 блюд, названных в честь знаменитых женщин Приколы февраля 2021. Финал Эту советскую электронику делали действительно качественно 8 интересных научных фактов о детях, рождённых в марте С папой всегда интереснее! «А Лёша выйдет?» и ещё 9 примет любимого… Советские уроки труда Смехопанорама Писца. Великолепно! Мужчина приютил слепого лисенка Что важно знать родителям о лямблиях у детей? Забавные открытия, которые внезапно совершили для себя…

Сочинение Волгоград – мой любимый город

Волгоград — мой любимый город. Я живу в этом городе с рождения, поэтому знаю его очень хорошо. Город расположился на берегу Волги. В Волгограде много интересных мест и достопримечательностей.

Самой известной достопримечательностью Волгограда является архитектурный ансамбль “Героям Сталинградской битвы” во главе с монументом “Родина-мать зовет!”. Это самая высокая статуя в России. Героизм наших земляков и соотечественников в Сталинградской битве вызывает в моей душе уважение и гордость за свою малую родину. Музей-панорама “Сталинградская битва” дополняет этот комплекс.

В Волгограде, конечно же, есть много других интересных и уникальных мест. Одной из таких вещей является скоростной трамвай. Сеть такого транспорта в городе мало развита, но многие люди активно им пользуются. Станции оформлены в минималистичном стиле, но это не мешает быть им прекрасными. Чем-то они напоминают метро.

Одно из уникальнейших мест — Старая Сарепта. Эта историческая область города находится в Красноармейском районе. Там находиться музей, состоящий из нескольких зданий. Сарепта была основана немцами-протестантами. Это первое подобное поселение в России. Здесь можно узнать о производстве горчичного масла, об истории фотографии, увидеть быт людей, живших несколько веков назад.

Волгоградская горчица и горчичное масло известны на весь мир. Их разведением впервые занялись поселенцы Старой Сарепты.

Другой важной достопримечательностью Волгограда и области является Волго-Донской судоходный канал им. В.И Ленина. Он берет свое начало в Красноармейском районе и завершается в местечке Пятиморск. Всего он состоит из тринадцати шлюзов. Соединить Дон и Волгу — мечта русских князей с X века, однако все их попытки были неудачными. Осуществить затею удалось лишь в XX веке в Волгограде, который тогда носил имя Сталинград.

Кроме этого в Волгограде прекрасная степная природа. Волгоградцы привыкли к стойкой жаре и засухе, широким просторам и свободе.

Зато в городе и за его пределами можно прикоснуться к настоящему степному разнотравью: василькам, ромашкам, краснокнижным тюльпанам. В Волгограде обитает много рептилий: змей, ящериц, один вид черепах. Другие классы животных развиты слабо.

Я люблю Волгоград за его прекрасную природу и богатую историю. Это не самый древний город России, но он пережил достаточно бед и счастья. Я могу с уверенностью сказать, что Волгоград — мой любимый город.

Вариант №2

Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, также является административным центром Волгоградской области. Он размещается в междуречье Волги и Дона. Этот город был основан 12 июля 1589 года.

Для того, чтобы вникнуть в историю Волгограда, следует начать со Сталинградской битвы. Она длилась 200 дней, а именно с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года. Фашисты потеряли в ней более полутора миллионов человек (убитые, пленные и пропавшие без вести), это составляло около четверти всех людей. После битвы всё выглядело устрашающе: руины, разрушенные здания. В послевоенные годы город быстро восстановили. За свои замечательные достижения перед Родиной Сталинград получил звание города-героя. А уже в 1961 году его переименовали в Волгоград.

Что касается современного Волгограда, он занимает огромную площадь около 56 тысяч гектаров. А население города насчитывается более 1 миллиона человек. Сегодня Волгоград — административный центр области. Красивейший город, раскинувшийся на побережье Волги. В нём много достопримечательностей, и каждый культурно-исторический объект напоминает людям о великом прошлом. Наиболее известной является “Родина-мать”. Это самая высокая статуя в России. Здесь же можно посетить Музей-панораму “Сталинградская битва”.

Также в Волгограде есть Зал Воинской Славы – место, в котором можно увидеть смену уважаемого караула. В этом городе есть множество мест, которые не дают нам забыть о сражениях 1941 – 1945 годов, поэтому городу – герою есть за что быть гордым!

Ещё одно из прекрасных мест — Сарепта. Эта завораживающая область города располагает в Красноармейском районе. Здесь находится старинный музей. Он состоит из нескольких зданий. Сарепта была создана немцами-протестантами. Это первое подобное поселение в стране. Здесь можно узнать о производстве горчичного масла, об истории фотографии, увидеть быт людей, живших несколько веков назад.

Волгоград становится всё прекраснее! Каждый день на улицы выходят сотни людей, чтобы погулять по нему, а жители других городов любят приезжать сюда с экскурсиями. Волгоград – прекрасное место, которое не позволяет нам забыть, какой ценой досталось мирное небо нашим предкам над головами. Этот город – великий, им нужно дорожить. Поэтому если вы ещё не бывали в нём, приезжайте, и вы сами прочувствуете эту волшебную атмосферу и увидите красоту необыкновенного города Волгограда!

Также читают:

Картинка к сочинению Волгоград

volgograd.jpg

Популярные сегодня темы

Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи

Пожалуй, каждый из нас задумывался о том, что необходимо совершать победы над самим собой. Ведь это придает человеку уверенности, укрепляет его силу воли, характер, заставляет его проявлять себя даже в моменты

В сборнике Петербургские повести громко заявлена тема”маленького человека”. Таков Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести “Шинель”, входящей в цикл о Петербурге и мелких чиновниках, его населяющих.

Я очень люблю спорт и в частности баскетбол – самую лучшую игру с мячом. В секцию баскетбола меня позвал мой друг. Этой игрой я увлекаюсь с самого детства. Баскетбол стал моим любимым хобби

В каждом своем произведении М. Пришвин выступает не просто любителем пейзажа родного края, чутким, наблюдательным человеком, но и защитником ее. Он не равнодушен к тому, что происходит ежедневно

Достопримечательности Волгограда

На странице представлены достопримечательности Волгограда: церкви и соборы, памятники, парки, фонтаны и площади — с фото, названиями, описанием, адресами. Объекты даны списком, а также на общей карте в верхней части страницы. Из статьи вы узнаете, куда сходить в Волгограде, если вы путешествуете с ребенком или если у вас на знакомство с городом имеется всего один свободный день.

Волгоград не может похвастаться тысячелетним юбилеем, но то, что на его долю перепало немало испытаний, — это неоспоримый факт. У города немного имен — Царицын (1589–1925), Сталинград (1925–1961), Волгоград, — но с каждым из них связан особый этап его жизненного пути. Конечно, наиболее важный, переломный момент как в его истории, так и в ходе Великой Отечественной войны, а вместе с тем, возможно, и в истории всего мира — это Сталинградская битва. Именно с ней связаны все главные достопримечательности Волгограда.

Пульсирующий туристический центр — Мамаев курган, паломничество к которому не останавливается ни на день. Вне зависимости от погоды и времени суток здесь всегда можно встретить посетителей, причем не только праздных, но и вдумчивых, размышляющих. Действительно, именно на этом месте решились судьбы миллионов людей. Равнодушие — последнее из чувств, которые посещают при взгляде на «Родину-мать». Мемориальному комплексу стоит посвятить минимум полдня.

Что посмотреть в Волгограде. Куда сходить

Достопримечательности Волгограда на карте

Куда сходить с ребенком в Волгограде

Родители, путешествующие с детьми, продумывают программу обязательно с учетом детского интереса. Известно, что мальчикам и девочкам не до музеев и архитектурных изысков. Волгоград дружелюбен к детям, и развлечения найдутся для всех возрастов.

Если есть достаточно свободного времени, стоит съездить в аквапарк, который расположен в Волжском, в 20 км от Волгограда. Он открыт круглогодично за счет того, что имеется крытая зона. При желании можно остановиться в гостинице, а на следующий день отправиться в Музей русской сказки, что в поселке Кировец. Атмосфера здесь совсем не музейная, а волшебная: гостей встречают сказочные персонажи, площадки стилизованы под известные с детства сюжеты. Посещение только по предварительной записи.

В самом Волгограде заслуживают внимания цирк, трогательный зоопарк. Кроме того, пару часов можно провести в Музее занимательных наук, где ставят опыты и экспериментируют со всем, что попадется под руку. Хорошая, ясная погода располагает к наблюдениям за небесными объектами в Волгоградском планетарии.

Дети старшего школьного возраста вполне готовы прикоснуться к истории своей страны, поэтому их без зазрения совести можно свозить на Мамаев курган.

60_39_blur.jpg

Что посмотреть в Волгограде за 1 день

Об одном маршруте уже упоминалось: как минимум полдня уйдет на посещение мемориального комплекса «Мамаев курган». Строго говоря, ради него туристы и приезжают в город-герой, потому что это — живая память и строгое наказание будущим поколениям.

Второй маршрут охватывает большую часть достопримечательностей Волгограда и пролегает по его историческому центру, который ограничен улицами Краснознаменская, Коммунистическая, 7-й Гвардейской, а также набережной — главным городским променадом. Начать можно с западной части этого вытянутого прямоугольника. Для начала спуститься через центральный вход к Волге и побродить по набережной. Здесь интересны фонтан «Искусство», здание Речного вокзала, различные памятники и бюсты, Храм Святого Иоанна Предтечи.

Затем нужно вернуться на аллею Героев и по ней выйти на площадь Павших борцов с советским монументальным ансамблем. Чуть левее — Комсомольский сад с пожарной каланчой царицынского периода. Далее идем мимо памятнику трамваю, выходим к цирку и спускаемся к станции «Пионерская» Волгоградского скоростного трамвая (метротрам). Садимся в вагон — ради развлечения, а не экономии времени, тем более скоро уже выходить. Доезжаем до станции «Площадь Ленина». Здесь туристов ждет еще один историко-мемориальный комплекс, связанный со Сталинградской битвой. В него входит знаменитый музей-панорама, Дом Павлова и Мельница Гергардта. С берега виден Волгоградский мост, известный тем, что в 2010 году исполнил самый настоящий танец.

При желании можно вернуться до центрального входа на набережную пешком: по дороге встретится еще несколько памятников и скульптурных композиций. В таком насыщенном ритме время пройдет незаметно, но, если вы планируете посетить какой-нибудь музей, рассчитывайте вдвое сократить маршрут.

Частные гиды в Волгограде

Используемые источники:

  • http://pobeda.sh56.ru/home/goroda-geroi/28-volgograd-stalingrad-gorod-geroj
  • https://vid1.ria.ru/ig/infografika/a1/heroes/volgograd.html
  • https://tursputnik.com/2016/09/gorod-geroy-volgograd.html
  • https://arslogistik.ru/bez-rubriki/sochinenie-na-temu-dostoprimechatelnosti-volgograda.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий