История монет в Царской Руси. Старинные царские монеты.

В 1698 — 1704 гг  в России была проведена денежная реформа, которая образовала новую монетную систему, ставшую самой передовой в Европе. Первые царские монеты, отчеканенные из медного сплава и достоинством в деньгу, полушку и полуполушку (1/8 копейки) поступили в обращение в 1700 году. А в 1701 году выпустили новые серебряные монеты 77 -ой пробы номиналом в полтину, полполтину, гривну и 10 денег (5 копеек).

В 1704 г. впервые за всю историю Руси был отчеканен(конечно как монета, т.к. рубли были и раньше) первый рубль, изготовленный из серебра. Были выпущены в обращение алтын (3 копейки) и 1 копейка, изготовленные из меди. В небольших количествах чеканили золотые монеты Царской России номиналом в червонец и двойной червонец. С 1718 г. стали чеканить двухрублёвики. На лицевой стороне монет стали помещать изображение императора.

Серебряный рубль Петра I 1704 год

Чеканку вели  на монетных дворах Москвы, а с 1724 года —  начали чеканить и на Санкт-Петербургском монетном дворе.

С 1732 года на рублёвиках изображение герба заменили на крестообразную монограмму. Эта монограмма представляла собой 4 буквы «П», переплетённые между собой. Люди нарекли эти рубли «крестовиками». Такую же монограмму, но представляющую собой переплетение первых букв от имени царя поместили на рублях времен Петра II и на  остальных больших серебрянных монетах царя Павла I.

Серебряный рубль Петра I крестовик.

В 1725 – 1727 гг. — время царствования императрицы Екатерины I , князь Александр Меньшиков снизил пробу  монет из серебра до 64-ой,  затем  до 48-ой, а потом и до 42-ой в сплаве с мышьяком. Эти монеты чеканились с 1726 по 1727 года, которые вскоре были аннулированы и перестали приниматься казной как фальшивки.

Также на горных заводах Екатеринбурга стали вести  выпуск  плат из меди  – это были такие деньги в виде квадратных плиточек с оттисками штемпелей в центреи  и на каждом  углу. Чеканили также  крупные  по размерам деньги номиналом от 1 копейки до 1 рубля. Но в 1727 г. чеканка плат была прекращена.

1 копейка Екатерина I 1726 год — плата.

В 1730 – 1731 годах было решено заменить старые монеты Царской России из серебра на новые 77-ой пробы с портретом императрицы Анны Иоанновны (1730 -1740)  достоинством в рубль, полтину и гривенник, а также медных денег и полушек. Масса  медяков была увеличена в 4 раза,  а норма чеканки стала 10 рублей из пуда. Благодаря этому новые медные монеты перечеканивались из старых.

Серебряный рубль Анны Иоановны 1730 года

С 1744 г. согласно указу императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761) стоимость легковесных пятачков постепенно снизили. К 1746 году пятак стал равен по стоимости 2 полновесным копейкам, по этой стоимости пятачки чеканились казной до 1755 г., когда специально для их передела было велено выпускать медяки номиналом в 5, 2, 1 копейку, денгу и полушку на 8 рублей из пуда меди. Одновременно с этим в 1755 – 1761 гг чеканились  серебряные деньги 77-ой пробы номиналом в 5 копеек . В 1757 г. для покрытия расходов, вызванных Семилетней войной (1756 – 1763), масса  денег из меди была снижена в 2 раза и начат выпуск монет достоинством в  5, 2, 1 копейка, денга и полушка на 16 рублей из одного пуда меди. Из-за этого на очень многих  монетах  из меди XVIII века можно увидеть следы  перечеканок из одного номинала в другой.

Серебряный рубль Елизаветы Петровны

В 1763 году при правлении Екатерины II (1762 – 1796),  монетам из меди возвратили  прежнюю массу, после этого  последовала обратная перечеканка. В 1763 – 1796 гг по стопе 16 рублей из пуда чеканились все номиналы денег из меди, которые были установлены  в 1757 г. Екатерина II в 1764 году издала указ выпускать монеты Царской России из серебра 72-ой пробы достоинствами рубль, полтина, 25, 20, 15 и 10 копеек. Установленная масса  серебряного рубля 4 золотника 21 доля (18 грамм) серебра сохранилась постоянной до самого начала XX века.

Серебряный Рубль Екатерины II.

Во время правления императрицы Екатерины II специальные  медные деньги  выпускали для обращения в Сибири. Большая их масса повлияла на   стоимость их переправки. В связи с этим был вызван дефицит  медяков  в отдалённых областях России. Чтобы приодолеть создавшийся дефицит в 1766 – 1781 годах на  Колыванском монетном дворе в Сибири стали выпускать областную серию сибирских монет по 25 рублей из пуда меди, которя как-будто бы содержала примеси золота и серебра. В России чеканились деньги достоинством в  10, 5, 2, 1 копейка, денга и полушка. До самого начала XIX века они были в обращении только за  Уралом, а потом их хождение  стало распространяться и на европейскую часть России.

Чтобы ликвидировать создавшийся дефицит в казне произвели удвоение номинала  медных монет. В 1796 году их стали перечеканивать, но после смерти Екатерины II эти работы приостановили и в обращение эти деньги не поступили. Пришедший к власти император Павел I (1796 – 1801) вновь повелел выпускать медные царские монеты на 16 рублей из пуда. Все произведенные в 1796 году легковесные деньги перечеканили  старыми штемпелями 1790 – 1796 годов. Во время правления  Павла I из меди делали монеты в 2 и 1 копейку, денгу и полушку с большим вензелем царя на лицевой стороне и с обозначением достоинства  и даты на её обороте. Все деньги из меди как и раньше служили разменными для ассигнаций и были с ними в одной стоимости.

Во время царствования Александра I (1801 – 1825) тип всех монет изменился. Совсем упразднили указания на личность царя. На золотых и серебряных деньгах помещали надпись: «Государственная российская монета». В 1802 г. вышли в  обращение золотые империалы (10 рублей) и полуимпериалы (5 рублей), серебряные рубли, полтины, полуполтинники и 10 копеек, а также деньги из меди номиналом в 5, 2, 1 копейку, денгу и полушку. Главной денежной единицей был установлен серебряный рубль.

Серебряный Рубль Александра I

При правлении Николая I в 1830-х годах в качестве основной денежной единицы узаконили серебряный рубль, а деньги из других металлов получали оценку исходя из стоимости серебра. Выпустили в обращение деньги из меди по стопе 16 рублей из пуда меди номиналом в 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки, на которых после достоинства  делали надпись: «серебром». Свою стоимость в пересчёте на серебро получали золотые и платиновые монеты Царской России, курс которых колебался в зависимости от рыночной цены. Укрепление доверия населения к медным деньгам позволило в 1849 г. выпускать их 32 рубля из пуда меди, а в 1867 г. – на 50 рублей из пуда, номиналом в 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки.

При Александре II (1855 – 1881) с 1860 года увеличилось производство разменных денег достоинством в 20, 15, 10 и 5 копеек из серебра  72-ой пробы, а в 1867 году стали делать из серебра пониженной 48-й пробы. Тогда же продолжали чеканить монеты из серебра высокой пробы: рубль, полтинник и 25-копеечник. Во времена царствования императора  Александра III (1881 – 1894) на лицевой стороне монет с 1886 года вновь поместили изображение царствующего императора. В 1868 – 1885 годы выпускали золотые деньги достоинством в 3 и 5 рублей (полуимпериал), а с 1886 года – 10 рублей (империал).

Серебряный рубль Александра III

В 1876 г.  малым  тиражом выпустили массивные  золотые монеты  достоинством в  25 рублей. Это был заказ 3-го сына императора, великого князя Владимира Александровича. Князь Владимир раздавал их как сувениры.

С конца XIX века и до начала XX века чеканили так сказать медальные монеты, посвящённые торжественным событиям. Выпустили такие памятные рублёвики: с изображением Александровской колонны 1834 г., памятника на Бородинском поле 1839 г., памятника Николаю I в Санкт – Петербурге 1859 г., памятника Александру II в Московском кремле 1898 г., памятника Александру III в Москве 1912 г., юбилейные рубли в память Отечественной войны 1912 г., 300-летия Дома Романовых 1913 г., 200-летия Гангутской победы 1914 г. и два коронационных рубля – Александра III 1883г. и Николая II 1896 г.

Серебряный рубль 1859 год. Открытие памятника Николаю I

Кроме всего прочего, в 1841 году выпустили примерно тысячу рублёвиков, на которых не был обозначен номинал. Они отчеканили в честь женитьбы цесаревича Александра Николаевича. В 1835 – 1836 гг. произвели небольшим тиражом «фамильные рубли» с изображением всех членов царской семьи и двойным обозначением достоинства 1 1/2 рубля – 10 злотых. Такие монетки были огромной редкостью, ведь их дарил сам имератор. На полуторарублёвых заготовках также изготовили несколько тысяч бородинских монет 1839 года. Большие царские монеты из золота Николая II с двойным обозначением достоинства в 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 год тоже имела подарочное назначение.

Серебряный рубль Петра I 1704 год

Серебряный рубль Петра I крестовик.

1 копейка Екатерина I 1726 год — плата.

Серебряный рубль Анны Иоановны 1730 года

Серебряный рубль Елизаветы Петровны

Серебряный Рубль Екатерины II.

Серебряный Рубль Александра I

Серебряный рубль Александра III

Серебряный рубль 1859 год. Открытие памятника Николаю I* В статье использованы фотографии из каталога монет России издательства «Конрос» 2011 год.

* А так же книга История денег в России. Сергей Викторович Зверев. 2005 год.

Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы «пройдемся» по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

9-2.jpg

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

9-3.jpg

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны  — доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII—XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет — в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет — пруф-лайк, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться.  Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.  

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин,  В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6—0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка — центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб  вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа — это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш каталог. А также не забывайте подписываться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

comments powered by HyperComments

В древние времена, когда зарождались товарные отношения, люди просто обменивались друг с другом нужными вещами. Например, если садоводу нужна была, например, табуретка, он приносил плотнику корзину фруктов со своего сада и получал взамен нужный предмет мебели. В обществах, где большинство населения занималось одним и тем же трудом, схожим хозяйством, в качестве основной разменной единицы использовали продукцию этого самого труда. Например, еще сто лет назад горцы-чабаны на Кавказе рассчитывались между собой поголовьем своих овец. Какие-то древние народы придумывали рассчитываться красивыми раковинами или камнями. Но все-таки естественный обмен был не очень удобен, особенно в ходе развития общества и усложнения его структуры. Весьма красноречиво недостатки натурального обмена описаны в детской книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»:

Расчет скотом, плодами, раковинами, камнями и т.п. ставил платежеспособность людей в прямую зависимость от природных сил: падеж скота, неурожай, исчезновение моллюсков, иссякание дорогих камней означали то, что люди совершенно теряли возможность рассчитываться друг с другом. Необходимо было найти для предмета расчета что-то ценное, но универсальное, долговечное и удобное.

Во II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте стали использовать для расчета золотые кольца, а в бассейне Эгейского моря – выполненные в форме бычьей шкуры медные слитки. В первой половине VII в. до н.э. в Лидийском царстве на западном побережье Малой Азии и на греческом острове Эгина придумали отливать одинаковые кусочки металла дискообразной формы, на которых затем отчеканивали удостоверяющие их знаки. Так появились первые монеты, окончательно сформировалась новая форма расчета – денежное обращение. Постепенно удобный способ расчета распространился на огромной территории от Британии и Испании (т.е., от самой западной оконечности евразийского материка) до Индии. В Китае люди додумались отливать и чеканить монеты независимо от населения Средиземноморья. Поэтому там они имели особый вид: имели в середине квадратное отверстие, вокруг которого располагались иероглифы. Такую форму китайские монеты сохраняли вплоть до начала XX в.

В древнегреческих полисах – городах-государствах, каждый город чеканил монету с собственными знаками. В эллинистическую эпоху (323—30 гг. до н. э.), когда в Средиземноморье и Западной Азии господствовали основанные греками и македонянами царства, многие из которых были довольно обширными, включали в себя много городов с внутренними областями, каждый царь приказывал чеканить в своем государстве монеты одинакового образца, на которых помещался его портрет. Эту же традицию после присоединения эллинистических государств к Древнему Риму продолжили римские императоры: во всей Римской империи выпускались монеты по одной системе, и на них на всех чеканилось изображение императора. Названия некоторых древних греко-римских монет сохранились до сих пор в денежных единицах ряда стран, территории которых ранее входили в Римскую империю или испытали византийское влияние: динар (от латинского «денариус»), дирхем, драхма.

Древние греки словом «номисма» обозначали устоявшийся порядок, правовые нормы, обычаи. Впоследствии это слово закрепилось за весовыми мерами и нормами, а затем так стали называть единицы стоимости, отдельные денежные знаки. В форме «нумизма» этот термин был заимствован римлянами. На его основе в научной латыни было образовано слово «нумизматика», то есть, наука, изучающая монеты.

Монеты разных эпох являются важным историческим источником – материалом, по которому реконструируются особенности минувших исторических периодов. На них чеканились и портреты правителей, и изображения божеств, которым поклонялись отливавшие их народы, и целые сцены из исторических или мифических событий. Собственно, эта традиция дошла и до наших дней, причем различные символические изображения с металлических монет перешли и на бумажные купюры: мы знаем советский рубль с изображением В. Ленина, бумажные доллары с портретами «отцов-основателей» Соединенных Штатов Америки, изображения достопримечательностей исторических центров России на современных российских деньгах.

На античных монетах сохранились изображения не дошедших до наших дней произведениях архитектуры и изобразительного искусства греко-римского мира. Именно по чеканке древних монет археологи смогли найти уже ушедшие под землю руины театра Диониса в Афинах и точно реконструировать облик храма Артемиды в Эфесе. Именно по подписям на имеющих их изображение монетам установлено, кто именно вытесан на таких известных античных статуях как «Афина и Марсий», «Эйрена с Плутосом», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская».

После падения Западной Римской империи (476 г. н.э.) и завоевания ее бывших территорий германцами монетное обращение широко распространяется по всей Европе. Правители средневековых европейских королевств тоже чеканят собственные монеты со своими портретами или гербами. На Востоке по китайскому образцу отливали и чеканили монеты в Корее, Вьетнаме, Японии, еще некоторых странах Юго-Восточной Азии. В странах исламского мира ходили монеты, изготовленные по образцу Арабского Халифата. В свою очередь, арабы заимствовали денежную систему в ее основной форме у Византийской империи (т.е., фактически тоже из греко-римского образца). Однако на монетах исламских стран редко по сравнению с европейскими монетами можно было встретить портреты правителей, так как религия мусульман запрещает создание изображений живых существ. На исламских монетах чаще чеканили просто художественный орнамент и надписи, содержащие базисные положения религии, например: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед – Посланник Аллаха».

история денег монетистория древних денегмонета древних странначало денежного обращенияоткуда появились деньги

« Назад15.09.2017 14:22

История монет в Царской Руси. Старинные царские монеты.

Во времена становления русской государственности к 882 году нашей эры, в то время когда новгородский князь Олег во главе со своей дружиной взял город Киев, именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и во многих других странах, на Руси с самого начала появились не только госорганы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, когда либо найденные на Руси, были византийские серебряные и золотые монеты.

С аверса на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно византийский тип монеты на Руси взяли за образец. Благодаря византийским мастерам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Время шло, менялись эпохи, правители, развивалось Русское государство, претерпевала эволюцию и монета.

Начало чеканки монет на Руси осуществлялось в Киевской Руси, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете был изображен Киевский князь, а рядом с ним герб династии Рюриковичей – парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Использовалось обычное литье. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке изменилась техника производства монет. Теперь монеты стали изготавливать используя серебряную проволоку. Здесь и появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков отличались по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Копейка 1714 года — купить

И все же это было кустарное производство. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда Получается монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московских монетах встречаются надписи на татарском языке. А дело в том, что в то время Московия активно осваивала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочно удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

Гривенник 1701 года — купить

    Со временем централизация государства усиливалось, активно развивался внутренний рынок, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. На Руси стали чеканить деньги в едином государственном образце или стиле. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название – «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Копейка 1705 года МД Петр 1 — купить

     Серебро было единственным материалом для производства денег долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги. Так Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведении.

Петр 1 сделал большой шаг в развитии российских денег. В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.

Десять денег 1701 года монета Петра 1 — КУПИТЬ

Тематика аверса и реверса меняется. Теперь с одной стороны царской серебряной монеты изображался двуглавый орёл – герб Российской империи, это было позаимствовано у европейских стран. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства – Георгий Победоносец. 

Рубль 1730 года Анна с цепью — КУПИТЬ

Помимо изготовления и чеканки монет из серебра, велись работы и над чеканкой медной монеты. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные монеты того времени  часто менялись по весу и форме.

1 рубль 1719 года Петр 1 — КУПИТЬ

Дальнейшее развитие производства монет в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.

1 рубль 1839 года в память о Бородинском сражении — КУПИТЬ КОПИЮ МОНЕТЫ

1 рубль 1841 года СВАДЕБНЫЙ — КУПИТЬ КОПИЮ МОНЕТЫ

С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, купюры, банкноты, ассигнации.  Первые бумажные деньги появились в Российской Империи ещё при императрице Екатерине II. Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России этого периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах «Не доедим, но вывезем». 

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались пробуржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. Но, о монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье…

Категории статей

Используемые источники:

  • https://coins-info.ru/carskie-monety/
  • http://kvashnin-art.com/blog/istoriya-chekanki-monet/
  • https://history-thema.com/istoriya-drevnih-deneg-razvitie-monetnogo-obrashheniya/
  • http://copycoins.ru/stati2/article_post/istoriya-monet-v-tsarskoy-rusi-starinnyye-tsarskiye-monety

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий