Вектуризм. Жетоны Московского метро

24 апреля 2020, 17:55

К открытию Московского метрополитена в 1935 г. была поставлена задача изготовления жетонов для оплаты проезда. Оригинальный жетон с отверстием в виде пятиконечной звезды был оценен не только руководством метрополитена, но и руководством страны. Помимо «патриотичной» функции, пятиконечное отверстие играло функцию экономии сплава, а также должно было стать различительной изюминкой среди горстки мелочи.

01-5.jpg

Но эта отличительная особенность и стала проблемой для реализации этого жетона в качестве оплаты проезда. В ходе многократных испытаниях на турникетах, жетоны то и дело застревали в различных частях конструкции и приходилось вручную извлекать жетон.

Что же касается о том, имел ли жетон «хождение» в Московском метрополитене после официального открытия в 1935 г. 15 мая, то мнения экспертов расходятся. Есть мнение, что пару дней жетон всё-таки использовался для прохода в метрополитен, ну а часть экспертов предполагает, что дальше опытной эксплуатации дело не прошло.

В любом случае, факт существования этого жетона и высокая коллекционная цена даёт нам возможность отнести этот жетон в ряд самых дорогих и уникальных реликвий Московского метро.

В том же, 1935 году Ленинградский монетный двор получает заказ на изготовление жетонов уже с круглым отверстием. Заказ был на изготовление 3.000.000 штук.

02-3.jpg

Второй жетон был изготовлен с такими же техническими характеристиками, что и первый. Однако, тоже имел короткую историю своего существования. С сентября по декабрь 1935 года, помимо бумажного билета выдавался также этот жетон, по которому нужно было испытать турникеты на проход. Но, к концу года метрополитен решил отказаться от использования жетонов по разным причинам, в том числе и по часто ломающимся турникетам. Через некоторое время было решено отправить эти жетоны на переплавку. На коллекционном рынке этот жетон всё же частенько встречается, т.к. даже после их отмены, у москвичей среди мелочи оставались эти жетоны. Есть также версия, что помимо жетонов с круглым отверстием, пассажиру вместе с билетом иногда продавали и жетон «со звездой».

После войны, руководство метрополитена опять вернулось к вопросу использования автоматического прохода в метро. В течение многих лет проводились опытные испытания на различных образцах турникетов, в ходе которых был выявлен целый ряд значительных недостатков и недоработок. И всё же в августе 1957 года на станции «Красные ворота» был установлен опытный турникет, который успешно прошёл все испытания. И с 7 ноября 1958 года началось массовое внедрение автоматических контрольных пунктов с турникетами на станциях московского метрополитена с новыми металлическими жетонами.

Чеканились эти жетоны всё на том же Ленинградском монетном дворе. Что послужило опять заказывать жетоны для Московского метрополитена в Ленинграде, имея «под боком» Московский монетный двор, остаётся загадкой. И всё же, металлический жетон верно служил пассажирам Московского метро несколько лет.

Денежная реформа СССР в 1961 году внесла коррективы в историю оплаты проезда на метро. Все турникеты Московского метро были переоборудованы на приём новых пятикопеечных монет.

Можно ли считать пятикопеечную монету жетоном для оплаты проезда? Нет — это не жетон, но оплата проезда осуществлялся по ней, по монете. Здесь токеноманы разделились на 2 фронта, одни смело относят 5-и копеечную монету в ряд своей коллекции жетонов, другие — нет. Те же, кто относят монету к вектуризму, к ним возникает вопрос — а все ли разновидности этой монеты у вас есть? Ведь имея один экземпляр коллекции, надо стремится иметь все его разновидности. И всем известно, что по изучению разновидностей советских монет отнесены десятки и сотни глав в различных исследовательских изданиях по нумизматике. И разновидности там не только по годам выпуска, но и по другим критериям. Ну да ладно, оставим этот спор и отметим, что пятикопеечная монета осталась неким добрым символом метро советского периода.

Вплоть до 1 апреля 1991 года можно было воспользоваться пятикопеечной монетой для прохода в метро. А со 2 апреля 1991 года инфляция по всей стране скорректировала цену за проезд удорожением в 3 раза. Метрополитен переоборудовал монетоприёмники турникетов под 15-и копеечную монету. Хотя на некоторых турникетах можно было воспользоваться по той же 5-и копеечной монетой, закидывая в монетоприёмник 3 монеты.

Ну здесь у нас возникает тот же вопрос токеноманам — у вас есть в коллекции эти монеты и собираете ли разновидности?

15-и копеечные монеты прослужили чуть менее года в Московском метро в качестве оплаты для проезда.

С 1 марта 1992 в Московский метрополитен «возвращается» жетон.

Металлический жетон имел те же характеристики, что и пятикопеечная монета советского образца. Аверс и реверс жетона одинаковый: буква «М» — логотип Московского метро в центре и текст по контуру жетона «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» разделённый жирными точками.

Однако этот жетон «прожил» ровно 9 месяцев.

С 1 ноября 1992 года Московский метрополитен переходит на пластиковый жетон, а точнее на люминесцентный пластиковый жетон.

Изготовлением жетонов занялся Харьковский завод «Хартрон». Мы уже писали об этом заводе и все вы конечно помните о составных частях «Харьковских» жетонов. Все эти составные части дали массу разновидностей жетонов, о которых мы не будем говорить. Остановимся лишь на некоторые, очевидные разновидности данного жетона. Ну начнём с того, что существуют прозрачные бесцветные жетоны.

Возможно эти жетоны были экспериментальными, так называемые «тестовые» жетоны. Однако, по словам многих очевидцев и коллекционеров, их можно было свободно купить в кассах метрополитена.

Что характерно, что в отличие от других жетонов производства Хартрон для метрополитенов разных городов, Московские светло-зелёные жетоны практически не имеют разновидностей по оттенкам светло-зелёного цвета. Во всех партиях заказа светло-зелёный оттенок никак не сбивается ни в тёмную, ни в светлую сторону. Возможно, сказывается жёсткие требования из Москвы по характеристикам жетона, а также достаточно крупный заказ, по сравнению с другими городами, что могло существенно повлиять на финансовую составляющую предприятия.

Ещё одна разновидность данного жетона — это окружности (круги) под и над логотипом метро. Причём эти круги только на одной стороне жетона, другая сторона без кругов. Скорее всего, это технологические вырезы толкателей жетона. Такая партия жетонов была замечена в 1993 г.

Для наглядности, покажем вам фото этой разновидности под углом.

Есть ещё одна разновидность этого жетона, а точнее брак. В одной из партий заказа, в середине 90-х, было обнаружено, что в слове «МЕТРОПОЛИТЕН» отсутствует последняя буква «Н».

Ну как говорится, брак браком, а часть просочилась в продажу и у коллекционеров такая ошибка ценится очень хорошо.

Ещё одна разновидность светло-зелёного жетона — это усеченный логотип в центре жетона.

И кстати, эта разновидность окружена такими же кругами над и под логотипом. Возможно эту разновидность жетона можно было бы и не включать в данный обзор, тем более, что мы уже выше обговорили тему про составные части Харьковских жетонов. Но, тем не менее, данная разновидность интересна тем, что не повторяет ни один из логотипов метрополитенов, а точнее толкателей Харьковских жетонов.

Итак, резюмируя пластиковый жетон образца 1992 г., отметим типы разновидностей:

1) бесцветный

2) стандартный

3) с кругами под и над логотипом

4) бракованный «МЕТРОПОЛИТЕ«

5) с усечённым логотипом

15 мая 1995 года, в день 60-летия Московского метрополитена в продажу поступили юбилейные жетоны.

Цвет жетона зелёный, насыщенный. На аверсе жетона вместо логотипа «М» появилась цифра «60». А на реверсе даты 1935 и 1995, между той же датой «60». Разновидностей юбилейного жетона не найдено. Отметим также, что «загадочные» круги над и под датой являются неотъемлемой частью этого жетона.

До 14 января 1999 года можно было оплатить проход в метро как светло-зелёными, так и юбилейными зелёными жетонами. А с 15 января Московский метрополитен перешёл на оплату проезда магнитными билетами.

Московское метро – одно из самых крупных в мире, оно занимает шестое место после Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу. В СССР и, в частности, в России это было первое метро и его открыли еще в 1935 году.  В этом году 15 мая отмечали 85 лет с момента запуска первой линии. Центральный Банк России в преддверии этой даты, 29 апреля 2020, выпустил серебряную монету 1 рубль Московский метрополитен.

Над созданием дизайна работали:

  • Над аверсом художник Е.В. Крамская, скульптор А.А. Долгополова,
  • Над реверсом художник А.Д. Щаблыкин и выполнено компьютерное моделирование.

Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Основной фон – зеркальное черное поле. По краю с обеих сторон идет кант. В центре диска традиционно находится Государственный герб РФ. Над ним полукругом, вдоль канта идет надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», которая начинается и заканчивается сдвоенными ромбами, слева под гербом химический знак элемента и проба (Ag 925), справа – содержание чистого серебра в монете и знак монетного двора (7,78, СПМД). Под гербом, по центру, в три ряда идут надписи:

  1. «БАНК РОССИИ»,
  2. «1 РУБЛЬ»,
  3. «2020 г.».

Обратная стороны юбилейного рубля 2020 года очень лаконичная – черное зеркальное поле, по центру которого расположена эмблема «М» и по кругу вдоль канта надпись «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН».

На гурте нанесено 200 рифлений

  • Дата выпуска — 29.04.2020 г.
  • Номинал — 1 рубль
  • Качество – пруф
  • Металл – серебро 925 пробы
  • Вес монеты – 8,53 г
  • Содержание чистого серебра — 7,78 г
  • Диаметр — 25 мм
  • Толщина – 2,20 мм
  • Тираж — 3000 шт.

На данный момент цена монеты 1 рубль «Московский метрополитен» составляет около 3000 рублей. Учитывая очень маленький тираж и большую востребованность среди собирателей коллекций, можно прогнозировать ее стабильный рост. Покупка этого серебряного рубля – выгодная инвестиция.

Московский метрополитен – один из самых больших в России, а также один из самых старых. Вопрос о создании подземных линий для обеспечения удобной транспортной развязки в центре столицы, поднимался еще в 1875 году. Первые проект был предложен в 1902 году, но царские чиновники отказали в его внедрении. Затем создали еще несколько проектов и в 1914 году даже построили первые станции. Но дальнейшие события, революция, смена правительства, экономические реформы, отодвинули планы по строительству подземки. Вернулись к ним только в 1933 году и уже в мае 1935-го была запущена первая линия «Сокольники» — «Парк культуры» с веткой от станции «Охотный ряд» до «Смоленской». Их общая протяженность составляла 11,2 км.

  1. Сегодня Московский метрополитен перевозит больше чем 50% пассажиров, которые пользуются городским транспортом.
  2. В рабочие дни услугами метро пользуются 9 000 000 человек.
  3. Средняя протяженность одной поездки – 14,5 км.
  4. Московский метрополитен включает в себя 275 станция, в том числе 6 монорельса и 31 МЦК.
  5. Работает 15 линий.
  6. Ежедневно через станции проезжает 12 000 поездов.
  7. Московское метро занимает первое место в мире по объемам и интенсивности перевозок.

Подробное описание монеты вы получите из видео.

Читайте далее:25-rubley-2020-150x150.jpg

25 рублей 2020, Самоотверженный труд медработников в борьбе с COVID-19, описание, цена монеты

10-rubley-150x150.jpg

10 рублей 2020, стоимость монеты 75 лет победы, подробное описание

armiya-150x150.jpg

25 рублей Армейские игры, описание, характеристики, цена памятной монеты

1-rubl-150x150.jpg

1 рубль 2003 года, цена монеты, описание самого дорогого рубля России

20-rubley-2018-150x150.jpg

25 рублей 2018, 25-летие принятия Конституции РФ, описание монеты, стоимость

Используемые источники:

  • http://n-metro.ru/вектуризм-жетоны-московского-метро/
  • https://cenamonet.ru/1-rubl-moskovskiy-metropoliten-tsena-monety/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий