Вектуризм. Жетоны Санкт-Петербургского метро. Часть 2

28 мая 2020, 16:50

Ленинградский метрополитен был открыт 15 ноября 1955 г. С момента открытия метро в качестве оплаты принимались проездные документы и талоны стоимостью 50 копеек.

С 1958 г. начались первые испытания турникетов на станции «Нарвская» и через некоторое время уже на всех восьми станциях первой очереди были установлены более 50 турникетов. В качестве оплаты были внедрены первые жетоны.

На аверсе жетона в центре логотип метро в виде буквы «М», а по контуру текст: » ★ ДЛЯ ПРОХОДА ★ ОПУСТИТЬ В ТУРНИКЕТ». На реверсе изображение наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания» и текст по контуру: «ЛЕНМЕТРОПОЛИТЕН имени В.И.ЛЕНИНА».

После денежной реформы 1961 г. стоимость оплаты проезда составила 5 коп., и в качестве оплаты проезда опять начали принимать талоны. Что помешало продавать жетоны по цене 5 коп., остаётся загадкой. Тем не менее, жетоны исчезли с касс Ленинградского метро, история их жизни оказалась короткой.

Внедрение пятикопеечной монеты на турникетах и монеторазменных автоматов началось только в 1962 году. А в 1966 г. все станции Ленинградского метро уже были оборудованы новыми жетоноприёмниками для турникетов и автоматами для размена монет.

До 1 апреля 1991 года, как и во всех Советских метрополитенах стоимость оплаты была неизменной, а со 2 апреля инфляция в стране «заставила» увеличить стоимость проезда в 3 раза. Турникеты переоборудовали на приём 15-и копеечных монет или на 3 приёма 5-и копеечных монет.

С 1 марта 1992 года распоряжением мэра Санкт-Петербурга вводятся в обращение жетоны из медно-цинкового сплава. Заказ на изготовление жетонов принял Санкт-Петербургский монетный двор.

Жетон №2a
Жетон №2b

Первые жетоны (№2a и №2b) были выпущены тиражом 300.000 шт. На аверсе первой партии жетонов текст по контуру «ДЛЯ ПРОХОДА В МЕТРОПОЛИТЕН» касался внешнего обода. Разница между жетонами №2a и №2b — шрифт реверса, если в первом случае буквы относительно раздельные, то во втором случае буквы слитные, визуально заметно в буквах УР.

Жетон №3

После первой партии жетонов штемпель аверса стал крошиться на стыке текста и внешнего обода. Штемпель был заменён и в новой партии жетонов на аверсе текст по контуру уже не касался внешнего обода.

Жетон №4a
Жетон №4b

В третьей партии жетонов текст аверса был чётким и находился посередине двух ободков. Разделительные знаки между словами «ДЛЯ ПРОХОДА» и «В МЕТРОПОЛИТЕН» стали меньше. Разница между жетонами №4a и №4b — шрифт реверса, как и в случае жетонов №2a и №2b — раздельные и слитные буквы, визуально заметно в буквах АН и УР.

Существуют также разновидности этих жетонов по различным разворотам углов аверса/реверса. Общий тираж жетонов №3 и №4 — около 20 млн. штук.

В 2007 году из-за нехватки жетонов, руководство метрополитена заказал ещё партию жетонов у СПМД. Тираж жетонов составил 3.000.000 шт. (по другим данным 7.000.000 шт.).

Жетон №5a
Жетон №5b

Новая партия жетонов отличалась от старых партий видоизменением шрифта на аверсе, а точнее межбуквенным расстоянием слов.

Также новые жетоны имели разновидности по реверсам — слитные и раздельные буквы — №5a и №5b.

22 декабря 2006 года на только что открытой станции «Парнас» был протестирован багажный бесконтактный смарт-жетон. Пластиковый жетон был оснащён чипом MIFARE 1K.

Через 4 месяца начался поэтапный переход багажных пластиковых карт на бесконтактные смарт-жетоны.

Смарт-жетоны были в обращении до 2011 г. По разновидностям смарт-жетоны различаются по цвету пластика, по цвету буквы «М», сериям и шрифтам. Некоторые из них мы вам представляем:

СЕРИЯ ЦВЕТ БУКВЫ «М« ЦВЕТ НОМЕРА ПЛАСТИК
без номера

голубой

чёрный

белый
No. 9026.xxxxxxx

голубой

чёрный

белый
9049.xxxxxxx

тёмно-синий

чёрный

полупрозрачный
909.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9109.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9114.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9115.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9147.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9148.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9149.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9151.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9158.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9162.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9165.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9166.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9173.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9176.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9181.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9182.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9184.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9185.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9186.xxxxxxx

синий

чёрный

белый
9186.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9189.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9190.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9193.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9193.xxxxxxx

синий

жёлтый серый
9212.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9220.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9225.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9226.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9227.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9238.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9240.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9241.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9260.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9344.xxxxxxx

синий

жёлтый белый
9356.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9360.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9361.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9406.xxxxxxx

синий

чёрный

серый
9414.xxxxxxx

синий

чёрный

белый
9414.xxxxxxx

синий

чёрный

серый

Продолжение следует…

Разведение мостов началось с 16 марта!!!

Как сэкономить в Петербурге на транспорте? Этот вопрос возникает у каждого, кто приезжает в наш город. Ведь с 1 января 2021 года вступили в действие новые тарифы на проезд в общественном транспорте: поездка в  в метро обойдется Вам в 60 руб., а в автобусе, троллейбусе и трамвае – 55 руб. Если Вы будете жить далеко от основных достопримечательностей, то проезд туда и обратно обойдется Вам в кругленькую сумму.

6 видов транспортных карт «Подорожник» в Санкт-Петербурге

  1. 90 минут. Цена 70 руб. Карта включает: 1 поездку на метро и неограниченное число поездок  в наземном транспорте.Удобна  для дальних поездок с большим количеством пересадок или для поездок туда – обратно, но уложиться надо за 90 минут. Карта начинает действовать с момента активации в транспорте.
  2. Месячная карта, или месячный билет. Цена 3255 руб. Включает 70 поездок на метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте. Карта будет удобна тем, кто приехал в длительную командировку. Карта начинает действовать с момента покупки.
  3. Безлимитная месячная карта для проезда на отдельных видах транспорта. Цена:
    • месячный билет на метро — 2400 руб.,
    • на один любой наземный вид транспорта – 1745 руб.,
    • на два  любых наземных вида транспорта – 2065 руб.,
    • на три наземных вида транспорта – 2195 руб.

    При покупке этого билета Вы вносите любую сумму, например, 100 руб. и в дальнейшем можете ее пополнять. При поездке по этому билету на метро стоимость поездки составит 41 руб. вместо 60, а на наземном транспорте – 36 вместо 55. На коммерческом транспорте скидок нет (стоимость проезда на маршрутке не выше 55 руб.). После 10 поездок в течение календарного месяца стоимость проезда в метро уменьшается до 40 р., после следующих 10 —  до 39 р. и т.д. до 38 р., на  наземном транспорте  — от 35 до 31 р.

    </ul>

О том, как оплатить Единой картой петербуржца, Вы можете узнать здесь.

Как пополнить карту

  1. Лучше сразу пойти в метро и обратиться в кассу. Там же можно узнать баланс.Эта карта удобна для тех, кто будет жить в центре и сможет до всех достопримечательностей дойти пешком.

Где купить транспортную карту «Подорожник»?

Карту можно купить в любой кассе на любой станции метро.

Карточка, на которой записывается информация, т.е. «Подорожник», стоит 60 руб. В течение 45 дней с момента покупки Вы можете ее вернуть и получить 60 руб. обратно, деньги с карты не возвращаются.

Как узнать баланс карты?

  1. В метрополитене в автоматах по продаже и пополнению проездных билетов.
  2. На визуализаторах в вестибюлях метро.
  3. При переходе через турникет в метро высвечивается остаток средств на карте.
  4. В наземном транспорте повторно приложить «Подорожник» к валидатору, при этом деньги с карты списываться не будут.
  5. Можно обратиться к кондуктору.

Как пользоваться картой «Подорожник»?

  1. При поездке в автобусе без кондуктора, что бывает крайне редко, или в маршрутке карту предъявляют водителю при выходе из транспорта, у него есть считывающее устройство.

Какая карта самая выгодная?

Если же Ваше жилье будет находиться далеко от центра, лучше выбрать подходящую суточную карту. О том, как искать жилье, Вы можете прочитать здесь.

Как узнать, какой транспорт Вам понадобится?

Об этом Вы можете узнать здесь. В графе «Как добраться до…» наберите, например, Эрмитаж или ст. метро Адмиралтейская, и сразу же получите ответ.

29 мая 2020, 17:00

15 ноября 2005 года, в честь 50-летия Петербургского метрополитена выпущен набор из 8-и юбилейных жетонов. С этого момента юбилейные жетоны начали выпускать как в буклетах, так и отдельно, причём тиражи жетонов без буклетов составляли 1000 шт. (исключения жетоны №16, 42, 44).

Буклет для первых 8-и юбилейных жетонов. Тираж 9.000

Ко дню города 27 мая 2007 г. из «запасников» Петербургского метрополитена достали 10.000 жетонов образца 1958 года и запаковали в буклет. Оригинальный сувенир был расхватан в первые же дни реализации в кассах метрополитена.

В части тиража буклетов была допущена ошибка в слове «ЛениНградского» — без буквы Н.

Используемые источники:

  • http://n-metro.ru/вектуризм-жетоны-санкт-петербургско/
  • https://welkometospb.ru/v-peterburge/6-transportnyx-kart-v-peterburge-v-2020-g-kotorye-pomogut-vam-sekonomit-na-transporte.html
  • http://n-metro.ru/вектуризм-жетоны-санкт-петербургско-2/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий